|
|
|
|
Фильм |
ЧУЖОЙ (The Alien) США, 1979 |
Жанр |
Фантастический
триллер |
Режиссер |
Ридли
Скотт |
Актеры |
Сигурни
Уивер |
Сюжет |
Экипаж
транспортного корабля, доставляющего на Землю полезные ископаемые,
получает необычное задание: приземлиться на некой планете и обследовать
звездолет, когда-то потерпевший здесь катастрофу. В пустом разрушенном
корабле астронавты обнаруживают кладку гигантских яиц, одно из
которых лопается именно в тот момент, когда над ним склоняется
человек. "Вылупившееся" существо, пробив стекло шлема,
присасывается к лицу несчастного, который впадает в кому. Его
переносят на корабль и помещают в лазарет. Путь к Земле продолжается.
Паразит вскоре отлипает от кожи и умирает, а человек приходит
в себя. Но в организме зараженного вызревает куда более страшное
создание - огромный смертоносный монстр, иначе говоря, Чужой. |
Резюме |
После
этого фильма ужастики о чуде-юде, гробящем людей в некоем замкнутом
пространстве - (звездолете, лаборатории, тюрьме...) пошли косяком,
но оригинал есть оригинал. Недаром картина получила титул классической.
Это давнишнее кино и по сей день смотрится лучше большинства свежевыпущенных
на ту же тему, а уж про 79-й год и говорить нечего: "Звездные
войны", вышедшие тогда же, - зрелище куда более динамичное, но
чисто детское, напрочь лишенное истинного космического хлада. |
Оценка |
|
Фильм |
ЧУЖИЕ (The Aliens) США, 1987 |
Жанр |
Фантастический
триллер |
Режиссер |
Джеймс
Камерон |
Актеры |
Сигурни
Уивер, Майкл Бьен, Ланс Хенриксен |
Сюжет |
Неуправляемый
спасательный аппарат с единственной выжившей из экипажа звездолета
- Элен Рипли, находящейся в состоянии анабиоза, - дрейфует в космосе
и лишь чудом оказывается замеченным патрульным кораблем. Женщину
переносят на околоземную орбитальную станцию, где она приходит
в себя и к своему ужасу узнает, что прошло уже несколько десятков
лет, и планета с Чужими давно колонизирована, но вот уже несколько
месяцев с нее не поступает никаких сигналов, После серьезных колебаний
и уговоров Рипли принимает предложение отправиться туда в составе
спасательной группы в качестве консультанта. Прилет подтвердил
самые худшие опасения. |
Резюме |
Если
в первой части был один Чужой, то здесь их - десятки в кадре и
сотни подразумевающихся. Это коммерческое умножение монстров в
принципе излишне, коль скоро за дело взялся сам Камерон; к примеру,
в обоих "Терминаторах" всего по одному злодею,
и хуже от этого фильмы не стали. До расцвета компьютерной графики
и соответственно до "Судного дня" было еще далеко, но для своего
времени спецэффекты гениальны; коронный номер - раздирание пополам
Ланса Хенриксена - вообще верх технического совершенства. |
Оценка |
1/2 |
Фильм |
ЧУЖОЙ-3 (The Alien 3) США, 1993 |
Жанр |
Фантастический
триллер |
Режиссер |
Дэвид
Финчер |
Актеры |
Сигурни
Уивер |
Сюжет |
Снова
небольшой корабль, на борту которого кроме спящей Рипли на сей
раз находятся спасенная ей девочка и поврежденный биоробот, без
руля и без ветрил бороздит просторы Вселенной, но на сей раз никто
его не обнаруживает. Аппарат притягивается к маленькой планете
и падает в океан вблизи побережья, на котором расположена заброшенная
"зона", где доживают свой век изгои человеческого общества.
Рипли предстоит выжить среди них, отстоять свою честь и заслужить
уважение, но это ничто по сравнению с двумя страшными фактами:
один из Чужих оказался на корабле, и сама женщина заражена. |
Резюме |
Создатели
фильма садистски гробят все, ради чего Сигурни Уивер надрывалась
в "Чужих": доканывают и спасенную девочку, и беднягу андроида,
и саму главную героиню, которую заражают Чужим и, аки Терминатора,
сбрасывают в расплавленный металл (четвертая часть еще не предвиделась).
Интеллектуалы, рукоплещущие любому отказу от пошлого голливудского
хэппи-энда, этим твореньем, однако, что-то не восторгаются, и
снявший все это Дэвид Финчер был произведен в культовые режиссеры
несколько позже и совсем за другое кино. |
Оценка |
|
Фильм |
ЧУЖОЙ-4
"ВОСКРЕШЕНИЕ" (Alien:
Resurrection) США, 1997 |
Жанр |
Фантастический
триллер |
Режиссер |
Жан-Пьер
Жене |
Актеры |
Сигурни
Уивер, Вайнона Райдер |
Сюжет |
Через
двести лет погибшую Рипли удается клонировать, но лишь для того,
чтобы извлечь из ее тела созревшего в нем Чужого. Оказалось, что
во время клонирования гены человека и монстра причудливо переплелись,
и ученые оставили женщину в живых для дальнейших исследований.
Ситуация выходит из-под контроля, когда на борт корабля-лаборатории
поднимается группа космических пиратов, доставившая новый "человеческий
материал" для опытов... |
Резюме |
Гробить
героиню в третьей части было очень недальновидно. Пришлось дико
изощряться, чтобы ее воскресить: собирать какие-то капельки засохшей
крови, клонировать из них бой-бабу - и снова "вечный бой,
покой нам только снится"... Если не задаваться вопросом,
зачем Чужих вообще нужно "клонировать" до посинения,
можно признать этот фильм довольно бойким и стильным ужастиком.
Непонятно только, зачем надо было объявлять, что действие происходит
спустя аж двести лет после предыдущих событий: цифра взята явно
с потолка - почему двести, а не сто, пятьдесят, пять лет или пять месяцев - непонятно. |
Оценка |
1/2 |
Фильм |
НАЗАД
В БУДУЩЕЕ (Back To The Future) США, 1985 |
Жанр |
Молодежная
комедия, фантастика |
Режиссер |
Роберт
Земекис |
Актеры |
Майкл
Дж. Фокс, Кристофер Ллойд |
Сюжет |
Разбитной
подросток Марти МакФлай помогает своему другу - пожилому
чудаковатому ученому Доку Брауну - произвести эксперимент
с машиной времени, представляющей из себя особым образом
оснащенный автомобиль. В результате тинейджер 80-х годов
переносится в 50-е, где едва не губит зарождающуюся любовь
юных своих родителей, но в итоге все только исправляет и
улучшает, так что, вернувшись назад, застает отца-тормоза
и мамашу-толстуху подтянутыми и преуспевающими бодряками,
а противного хулигана Биффа, с младых ногтей отцом помыкавшего,
- презренным мойщиком машин. |
Резюме |
Лучший
фильм Земекиса ("Форрест Гамп" не предлагать), точно передающий
атмосферу подросткового романтизма. Когда-то это кино имело
даже антисоветский привкус: герой-то убегает в прошлое не
от кого иного, как от дружественных Совдепии ливийских террористов,
- а главное, моднейший по тем временам прикид Майкла Дж.
Фокса, его плейер, скейтборд и крутая тачка растлевали советскую
молодежь почище радио "Свобода". |
Оценка |
|
Фильм |
НАЗАД
В БУДУЩЕЕ-2 (Back To
The Future II) США, 1989 |
Жанр |
Молодежная
комедия, фантастика |
Режиссер |
Роберт
Земекис |
Актеры |
Майкл
Дж. Фокс, Кристофер Ллойд |
Сюжет |
Герои
носятся в будущее и обратно, а в итоге попадают в те же
славные 50-е: МакФлаю приходится вырывать у вредного Биффа
книжечку спортивных результатов (которую тот, стариком,
спер в 2015 году и, угнав машину времени, подбросил самому
себе в юности, чтобы разбогатеть на букмекерских ставках
и превратить Америку в бардак по своему вкусу), уворачиваясь
при этом от своего двойника, затесавшегося из первой части. |
Резюме |
Продолжение
потребовало большего бюджета: романтизма уменьшилось,
зато прибавилось спецэффектов, весьма впечатляющих для
своего времени: летающие машины, скользящие по воздуху
на скейтбордах подростки, голографические рекламные плакаты
и прочие атрибуты будущего дают основу для многочисленных
захватывающих эпизодов и гэгов. |
Оценка |
|
Фильм |
НАЗАД
В БУДУЩЕЕ-3 (Back To
The Future III) США, 1990 |
Жанр |
Молодежная
комедия, фантастика |
Режиссер |
Роберт
Земекис |
Актеры |
Майкл
Дж. Фокс, Кристофер Ллойд |
Сюжет |
В
результате попадания молнии в летающую машину времени Док
Браун оказывается переброшен в 1885 год, в эпоху Дикого
Запада. Марти Макфлай, оставшийся в 55-м году, вынужден
отправиться к нему на выручку. Вместе им будет суждено пережить
разнообразные ковбойские приключения, подчас весьма опасные,
но все закончится хорошо, причем Док Браун неожиданно обретет
свою любовь. |
Резюме |
Герои
посланы на Дикий Запад, в банальный фанерный городишко,
чтобы маяться там практически весь фильм. Выпотрошив несколько
классических вестернов, режиссер и продюсер нашпиговали
кино ужимками и прыжками на радость всем поклонникам небритых
мужиков в шляпах, и получился стилизованный ковбойский
аттракцион с пальбой, трюками и погонями, сам по себе
довольно увлекательный, но, мягко говоря, не слишком адекватный
технотронной эстетике сериала. Лишь под конец Земекис
спохватывается и быстренько закругляет трилогию в том
же 1985 году. Еще и Жюля Верна за уши притянул - неужто
в надежде, что тинэйджеры после сеанса, рассыпая недоеденный
попкорн, рванут в библиотеку?.. |
Оценка |
|
Фильм |
РОБОТ-ПОЛИЦЕЙСКИЙ (Robocop) США, 1987 |
Жанр |
Фантастический
боевик |
Режиссер |
Пауль
Верховен |
Актеры |
Питер
Уэллер |
Сюжет |
Недалекое
будущее. В США вообще и в Детройте в частности - небывалый
разгул преступности. Циничные негодяи убивают полицейского,
но ученые возрождают его к жизни в виде бронированного киборга,
на которого возлагаются огромные надежды в плане борьбы
с городским криминалитетом. Надежды в целом оправдываются,
и это очень не по душе некоторым коррумпированным заправилам
Детройта... |
Резюме |
Вполне
комиксовая история о железном супергерое (скроенном из
полицейского, погибшего "при исполнении") подана так,
что характерная для жанра глупость кажется тонкой иронией,
поэтому фильм полюбился критикам; его хвалили даже советские
киноведы. При этом "Робот..." - вовсе не интеллектуальная
пощечина масс-культуре, а скорее удачная попытка расширить
границы последней; приемы и находки Верхувена вскоре стали
общим местом всей кинофантастики. |
Оценка |
|
Фильм |
РОБОТ-ПОЛИЦЕЙСКИЙ-2 (Robocop II) США, 1989 |
Жанр |
Фантастический
боевик |
Режиссер |
Ирвин Кершнер |
Актеры |
Питер
Уэллер |
Сюжет |
Невзирая
на все усилия полиции вообще и робокопа в особенности, страна
все глубже погружается в хаос: на улицах свирепствуют банды
наркоторговцев, а продажные начальники и ученые всяко издеваются
над благородным киборгом, не давая ему проявить себя в должной
мере, и практически сдают его на поругание самой "центровой"
из банд, возглавляемой ребенком-садистом, который ломает
беднягу, как детскую игрушку. Но это лишь начало, и злодеям
не уйти от возмездия, даром что один из них будет превращен
в анти-робокопа - громадного бронированного монстра с куда
более мощным вооружением... |
Резюме |
Не
забыто про зрелищность (стрельбы здесь столько, что по
числу трупов фильм попал в десятку "самых кровавых всех
времен и народов"), про натурализм (трепанация черепа,
мозги с глазками в колбе и прочая прелесть), про иронию
с сатирой (ребенок во главе мафии, придурковатый мэр -
во главе Детройта, рекламные ролики в стиле черного юмора).
Все это бы ничего, да только подано чисто механически,
без цели, без чувства меры, - просто потому, что прохиляло
в первой части. Ирвин Кершнер только и снимает, что сиквелы
популярных фильмов; похоже, он тот самый старый конь,
что борозды не портит и глубоко не пашет. |
Оценка |
|
Фильм |
КРЕПКИЙ
ОРЕШЕК (Die Hard) США, 1988 |
Жанр |
Боевик |
Режиссер |
Джон
Мактирнан |
Актеры |
Брюс
Уиллис |
Сюжет |
Нью-йоркский
полицейский Джон Маклейн прилетает в Лос-Анджелес на Рождество
на корпоративную вечеринку по приглашению фирмы "Накатоми",
в которой его жена занимает крупную должность. В разгар
веселья высотное здание "Накатоми" захватывает
банда террористов-грабителей... |
Резюме |
Фильм,
собственно, и выдвинул в звезды Брюса Уиллиса. Будучи
безупречным боевиком, это кино - еще и сатира на американские
госструктуры и масс-медиа, только мешающие хорошим людям
делать свое дело. Флегматичный полицейский, выведенный
из себя болванами, захватившими небоскреб фирмы, в коей
служит любимая жена, один отдувается за все правоохранительные
органы Лос-Анджелеса, представленные сплошными недоумками
(единственное исключение - добродетельный негр, простой
трудяга-патрульный). Одного из злодеев сыграл знаменитый
наш балерун-эмигрант Александр Годунов. |
Оценка |
|
Фильм |
КРЕПКИЙ
ОРЕШЕК-2 (Die Hard-2)
США, 1989 |
Жанр |
Боевик |
Режиссер |
Ренни
Харлин |
Актеры |
Брюс
Уиллис |
Сюжет |
Снова
канун Рождества, и Джон Маклейн находится в аэропорту в
ожидании прилета жены, но на его (а точнее, все-таки на
свою) беду аэропорт захватывают международные террористы... |
Резюме |
Без
продолжения один из успешнейших фильмов 88-го года обойтись
не мог; за дело срочно взялся Ренни Харлин, также одна из
"козырных карт Голливуда". Здесь террористами, жаждущими
освободить некоего латиноамериканского генерала, босса наркомафии,
захвачен уже целый аэропорт - и все бы им сошло с рук, кабы
не Джон Маклейн, встречающий здесь жену, и режиссер, обеспечивший
ему полную неуязвимость, хотя бы и за счет правдоподобия.
Все темы первой части развиты: идиотизм полиции, цинизм
журналистов (впрочем, плохому репортеру здесь противопоставлен
хороший, женского полу), любовь к своей половине: "Это твои
посадочные огни, милая!" - кричит в финале герой, взрывая
зажигалкой "Зиппо" к чертям собачьим "Боинг-747" с негодяями. |
Оценка |
1/2 |
Фильм |
КРЕПКИЙ
ОРЕШЕК-3 (Die Hard III)
США, 1995 |
Жанр |
Боевик |
Режиссер |
Джон
Мактирнан |
Актеры |
Брюс
Уиллис |
Сюжет |
Главный
герой продолжает служить в нью-йоркской полиции, переживая
очередной разрыв с женой. Внезапно в городе объявляется
сранный террорист, который угрожает взрывать в людных местах
одну бомбу за другой, если... один из местных полицейских
не будет выполнять любые его желания. Этот полицейский -
естественно, Джон Маклейн. |
Резюме |
Злоключениями
Джона Маклейна вновь занялся Мактирнан, только как-то
странно: фильм продолжает сериал чисто формально, практически
не следуя его эстетике. По сюжету и стилистике это куда
больше смахивает на "Скорость": Маклейн
и очередной приятель-негр носятся по Нью-Йорку, пытаясь
предотвратить взрывы бомб, рассованных повсюду негодяем,
мстительным братом главного злодея первой части. Семейную
тему - долой: герой спасает не жену, а золотишко, похищенное
под шумок тем же подрывником из подвалов Уолл-стрита. |
Оценка |
1/2 |
Фильм |
ОХОТА
ЗА "КРАСНЫМ ОКТЯБРЕМ" (The Hunt for the "Red
October") США, 1989 |
Жанр |
Политический
триллер |
Режиссер |
Джон
Мактирнан |
Актеры |
Алек
Болдуин, Шон Коннери |
Сюжет |
Новейшая
советская подводная лодка "Красный Октябрь", оснащенная
особым бесшумным двигателем, отправляется в секретное плавание.
Американцам удается ее обнаружить уже неподалеку у своих
берегов. Ситуация становится особо тревожной, когда оказывается,
что лодка вышла из-под контроля советского командования.
Возможно, субмариной командует маньяк, желающий самолично
начать боевые действия против США... |
Резюме |
Первый
фильм из трилогии Тома Клэнси о Джеке Райане, бравом цэрэушнике
с военно-морским уклоном; следующие два - это более известные
"Игры патриотов" и "Прямая и явная угроза", в которых
Джека играет уже не Болдуин, а Гаррисон Форд. Относительное
забвение "Охоты...", конечно, вряд ли говорит о бездарности
Алека: просто при многообещающем сюжете кино вышло скучноватым,
хотя снимал его сам Джон Мактирнан. Так называемая атмосфера,
правда, наличествует, но ее одной для двух с лишком часов
маловато; антисоветский же пафос, который любую клюкву
превращал в лакомое блюдо, выдохся вместе с самими Советами. |
Оценка |
|
Фильм |
ИГРЫ
ПАТРИОТОВ (Patriot Games)
США, 1992 |
Жанр |
Политический
триллер |
Режиссер |
Филип
Нойс |
Актеры |
Харрисон
Форд, Шон Бин, Энн Арчер |
Сюжет |
Один
из главных ирландских террористов , которого в свое время
арестовал лично Джек Райан, причем при задержании он застрелил
родного брата преступника, бежит из английской тюрьмы, вынашивая
планы мести в отношении всей семьи американца... |
Резюме |
Заявленный
как политический триллер, фильм по существу проводит в
жизнь чисто педагогическую идею: как хорошо быть законопослушным
гражданином и как паршиво - какой-нибудь редиской вроде
ирландского террориста. Пока положительный герой, трудяга
и семьянин, получает награды и отдыхает в теплом домашнем
кругу, главный злодей и его подельники пускают кровавые
сопли: их выслеживают аж из космоса, истребляют как тараканов,
и ни одна пакость, направленная против бравого Гаррисона
Форда, толком не удается. Эпизод умервщления главного
редиски - гонка на катерах - считался наилучшим образцом
водных спецэффектов, пока Джон Ву не переплюнул его в
абсолютно аналогичной сцене ""Без лица". |
Оценка |
|
Фильм |
ПРЯМАЯ
И ЯВНАЯ УГРОЗА (Clear
& Purpose Danger) США, 1994 |
Жанр |
Политический
триллер |
Режиссер |
Филип
Нойс |
Актеры |
Харрисон
Форд |
Сюжет |
Расследование
жестокого убийства американского миллиардера выводит на
след заказчика: это глава одного из крупнейших колумбийских
наркокартелей. Поскольку убитый был близким другом президента
США, тот решает использовать служебное положение для личной
мести, тайно задействуя разведку и спецназ... |
Резюме |
Фильм
воскрешает в памяти старые советские "политические детективы",
в которых прибалтийские актеры бичевали нравы американского
истеблишмента. Честный и неподкупный Гаррисон Форд два
с половиной часа экранного времени храбро разоблачает
гадкого президента США, который отправил в Колумбию, пострелять
наркомафиози, дюжину спецназовцев и при этом - о ужас!
- не согласовал сию операцию с Конгрессом. Угрюмые аппаратные
интриги, однако, прилично срежиссированы, изредка перемежаются
даже выстрелами, взрывами и удушениями невинных секретарш,
так что чрезмерных приступов тоски просмотр не вызывает. |
Оценка |
|
Фильм |
СКОРОСТЬ (Speed) США, 1994 |
Жанр |
Боевик |
Режиссер |
Ян
Де Бонт |
Актеры |
Киану
Ривз, Сандра Баллок |
Сюжет |
Двое
бравых полицейских спасают людей во время опасного теракта
в небоскребе, но это лишь начало: теперь маньяк-террорист,
одержимый чувством мести, предлагает друзьям смертельную
головоломку, хитроумно заминировав пассажирский автобус,
обреченный теперь взорваться, едва замедлив скорость... |
Резюме |
За
режиссерское дело взялся хороший оператор Ян Де Бонт и
проявил себя мастером максимально зрелищного и максимально
безмозглого кино. Продуманное действо, вроде компьютерной
игры с тремя уровнями - лифт, автобус, метро, - рассчитано
только на развлечение и в этом смысле полностью себя оправдывает.
К тому же янки увидели в главных героях этаких близких,
простецких юных земляков с улыбкой и жвачкой ("Когда страна
прикажет быть героем, у нас героем становится любой..."),
и Бэллок попала в популярные актрисы, а Ривз через три
года чуть ли не ногами отбивался от участия в сиквеле. |
Оценка |
1/2 |
Фильм |
СКОРОСТЬ-2:
"КРУИЗ ПОД КОНТРОЛЕМ" (Speed
II: Cruise Control) США, 1997 |
Жанр |
Боевик |
Режиссер |
Ян
Де Бонт |
Актеры |
Сандра
Баллок, Джейсон Патрик, Уильям Дефо |
Сюжет |
Героиня
и ее новый бойфренд, также полицейский, отправляются в круиз
по Карибскому морю, но отдыха не получится: огромный теплоход
оказывается во власти очередного маньяка... |
Резюме |
Не
все коту (Яну Де Бонту) масленица: "Скорость" и "Смерч" успешны, и вот трескучий провал. Почему? Уж не из-за усталости
Сандры Бэллок (как предположила сама актриса) или отсутствия
Киану: в таких фильмах актерская индивидуальность и мастерство
- дело двадцать пятое. Просто, коль скоро первая часть
была схожей с компьютерной игрой, то и продолжение ожидалось
соответствующее, с новыми, более крутыми уровнями: вертолет
- самолет - звездолет, что ли. Режиссер же счел нужным
всю дорогу мариновать героев на корабле (а этот вид транспорта
- бегай по палубам, не бегай - издревле символизирует
никакую не скорость, но движение плавное и размеренное),
заставляя их общаться между собой с помощью феноменально
идиотских диалогов. |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|