Страница из Романа

Резонерство I На главную


"Лихие 90-е" многие вспоминают с ностальгией — как эйфорический период неограниченной личной свободы. Осознание, что всё отныне зависит лично от тебя, твоего ума, таланта и смекалки, воодушевляло, невзирая на все трудности "переходного периода". Сколько людей тогда впервые в жизни попытались проявить хоть какие-то, говоря нынешним языком, креативные способности, что-то придумать, сделать, организовать - и у многих получилось. "А моя страна - подросток: твори, выдумывай, пробуй!" - тот самый случай.
Побочные явления, конечно, были: бандитизм, коррупция, безработица, обнищание "широких народных масс" (креативить хотели, умели и могли всё-таки далеко не все, а гарантированные 120 рублей кончились), идиотская война в Чечне, в конце концов.
Кстати, нельзя же воспринимать 90-е как некую однородную эпоху: 1990-й и 1999 годы - это такие "две большие разницы"... 1990 год - это ещё СССР, хотя и шатающийся, ну а 1999-й - это практически как сейчас. Ну, было тогда в Москве на полтора торговых центра меньше, вот и вся разница.
***
Я мальчик/подросток 80-х. Но в 90-х, особенно в первой их половине, в России догорали 80-е, так что многое совпадает. Конечно, в 80-е ещё был СССР, компьютеры были вот такими и только на учёбе и на работе (причём далеко не везде), ну а в роли культовых девайсов и гаджетов выступали тогда японские кассетные магнитофоны, плееры и видео, а также, соответственно, аудио- и видеокассеты. Сейчас на ностальгирующих мальчиках той поры держится рынок т.н. винтажной техники.
Да что там аудио- и видеоаппаратура: любая мало-мальски симпатичная вещь с Запада (Япония - тоже Запад), от баночки из-под колы до кроссовок и от сигаретной пачки до автомобиля, становилась драгоценным артефактом, ибо, знаете ли, дефицит и запретный плод. В 90-е, конечно, такого уже не было, границы открылись, ширпотреб полился рекой.
Вообще, второе десятилетие жизни всегда самое длинное - каждый год эпоха - и самое, видимо, лучшее. Заря юности туманной, вот это всё. Что тогда усвоили, к чему привыкли, на чём воспитались - то через всю жизнь дальше и понесёте.
Тут вот ещё какая штука: похоже, дело опять идёт к завинчиванию гаек и "железному занавесу", а значит, в плане отношения к вещам и явлениям из-за этого "занавеса" вернутся те же 80-е. Тогда с восхищением вспоминать будут вообще ВСЁ: как можно было без разрешения "органов" выезжать за границу, купить в магазине любой товар, свободно пользоваться Интернетом, ну и так далее.
Надо сказать, "винтажная" аппаратура смотрится эффектнее и внушительнее, чем нынешняя. Недаром есть достаточно поклонников, скажем, японских магнитол 80-х. "Берёшь в руку - маешь вещь". Красота-то какая.
Тут ещё ностальгия сказывается, конечно, - "раньше были времена, а теперь мгновения". И то, что четверть века назад и раньше эти "артефакты" были доступны только избранным. Остальные о них мечтали во влажных снах. У новых девайсов и гаджетов такого налёта "сакральности" нет и уже не будет. Разве что страна окончательно откатится ко временам "железного занавеса" и, соответственно, всеобщего дефицита.
***
Моя заря туманной юности пришлась на докомпьютерную эру, поэтому никаких дискет и хард-дисков, а потрёпанные тетрадки и блокнотики. Увы, в 1993 году, если не ошибаюсь, я совершил один из самых идиотских поступков в своей жизни - однажды, накрутив себя и решив на следующий день "начать жизнь с чистого листа", всё выкинул в мусоропровод, вместе со школьными дневниками. Нечего потомкам показать.
Там было две фантастических повести, писанные в 1982-86 годах, когда мне было 10-14 лет, - названия и сюжеты воспроизвожу по памяти. Они вскормлены на советской фантастике и так называемых политических детективах, которых тогда издавалась прорва, а я ребёнком их активно поглощал.
1. "На проводе космодром, или 10 секунд до посадки". Советские космонавты Листов и Козлов высаживаются на Луне, где встречают инопланетян. Вступают в контакт и приглашают их лететь на Землю. Об этом, перехватив радиосвязь, узнают американцы и решают как-то перетянуть инопланетян на свою сторону, для чего срочно готовят свою экспедицию на Луну. Но попытка оказывается неудачной: скверная американская ракета взрывается прямо на их космодроме. Тогда американцы решают устроить провокацию: подложить бомбу под инопланетную тарелку в момент её приземления и списать всё на русских (ни фига себе актуальность!), для чего и засылают в СССР группу диверсантов. Однако среди агентов ЦРУ есть симпатизирующий нам человек, который решает помешать зловещим замыслам. Но для этого ему приходится сбежать из Америки в СССР с разными приключениями. Он всё исправляет, разумеется, и в конце концов поднимается на Мавзолей вместе с советскими руководителями и представителями инопланетян. Происки США сорваны, у СССР и инопланетян начинается дружба и сотрудничество.
2. "Чудовища". В Нью-Йорке происходят таинственные нападения некоего монстра. Оказывается, это плод тайных экспериментов бывшего нацистского учёного, который теперь работает на некую корпорацию. Суть экспериментов – выращивание существ с заданными характеристиками, на мясо или суперсолдат, не важно. Официально корпорация выращивает неких "силайков" – совершенных сельскохозяйственных животных, выведенных тем же учёным. История его побега из Германии после войны, переправка на корабле. Работа на злобную корпорацию. Брат учёного выступает против него и погибает. Учёного разоблачает некая прогрессивная организация американских рабочих, кажется, при помощи советских разведчиков. Эту повесть я не закончил, насколько помню.
А чё, неплохо так фантазия работала у мальчика, накачанного советской лит-рой и агитпропом. Шёл бы по этой дорожке, вырос бы сейчас в какого-нибудь Лукьяненко. Ну да ладно.
***
У меня в плеере процентов на 95 - зарубежное диско 80-х и современные стилизации. Вот, в частности, моя любимая папка. Я уже писал как-то, что музыкальные пристрастия формируются в первые 20 лет жизни - в основном во второе десятилетие, конечно. Потом человек всю жизнь любит то, что полюбил в юности, и близкое по стилю. Новое усваивается хуже. Мне кажется, что т.н. современная музыка толком не меняется лет двадцать - как диско было вытеснено стилем техно, так это самое техно с тех пор и идёт в разных вариациях. Любой современный поп-хит легко можно представить записанным в 90-е. Ну а рок тем более консервативен - что там придумаешь-то: гитарные запилы - они запилы и есть.

 

Резонерство I На главную

www.rioline.narod.ru