Если ещё вообще не читали Пелевина, лучше начать с "Затворника и Шестипалого". Всё творчество Виктора Олеговича - развитие и перепевка именно этого сюжета. Потом я бы посоветовал, последовательно, "Жёлтую стрелу" и "Омон Ра", ну а далее - всё остальное в любом порядке, если пойдёт. А цитата "Окончательную правду русскому человеку всегда сообщают матом" - это из романа "Бэтмен Аполло".
***
Первое аниме я посмотрел лет в десять, в начале 80-х: в советском прокате шел полнометражный мультик, который наверняка известен знатокам, а я забыл название, да уже и сюжет. Там было космическое фэнтези, перемещения во времени в тщётных попытках предотвратить какую-то трагедию, фраза "на нас неожиданно напали шершни", какой-то мрачный финал. У меня был тогда приятель, который вообще крепко на этот мультик подсел, и мы с ним за компанию ходили на него в кино раз шесть.
Аниме теоретически весьма мне симпатично - эдакий романтизм, доведённый до абсурда, мир наших грёз и хроники планеты эльфов. Все девочки - няши, все мальчики - принцы и тоже няши. И если война - так это война в мире эльфов, то есть эстетичная и красивая. Ня!
***
"Исчезнувшая" Финчера приятно удивила - как в своё время "Основной инстинкт" Верховена. Наша "Битва за Севастополь" - тоже приятный сюрприз, хорошо снятое кино о войне, с хорошей актёрской игрой, хотя название содержанию не соответствует, украинский вариант "Незламна" ("Несломленная") гораздо точнее.
А так смотрю много чего, включая голливудские хиты, но больше ничего особо не зацепило. Американские "блохбастеры" последнего времени я объединяю под маркой "фестиваль компьютерной мельтешни". Посмотрел на работу аниматоров, "долби сурраундом" по ушам получил, и свободен. Последним по-настоящему зацепившим фильмом такого рода был уже "старенький" (а чё, пять с половиной лет прошло) "Аватар" Кэмерона. Ну, Кэмерона я вообще люблю. Ах да, ёщё "Гравитация" позапрошлого года: вроде бы чисто "видовой", но атмосферный фильм, показывающий, что "в космосе пипец как страшно" (как выразился кто-то в комментах на "Мегакритике", что ли).
***
Другого прошлого у нас нет, и других фильмов тоже. И да, по уровню режиссуры и актёрской игры они, как правило, выше. Всё-таки пресловутая цензура (худсоветы) следила не только за идеологической благонадёжностью, но и за общим художественным уровнем. Откровенный шлак пролезал на экраны редко. Но чем дальше отодвигается советское время, тем больше людей, для которых "приятнее и понятнее" современные фильмы, отображающие современную жизнь, независимо от их качества. Советской-то жизни они совсем не застали, ностальгии по тем отношениям и нюансам быта у них нет и быть не может. Но старые фильмы в "сетке" телевещания останутся, как и во всём мире. В половине современных американских фильмов есть эпизоды, когда персонажи смотрят по телевизору нечто чёрно-белое из 50-х.
***
Веллер - эдакий улучшенный поп-вариант Сергея Довлатова. Он вроде сознательно на него и ориентируется. Читал я у него "Легенды Невского проспекта" и "Легенды Арбата". Там вроде бы есть за что на него подать в суд - компромат на Арама Хачатуряна, Расула Гамзатова, Валентина Зорина, Георга Отса, Юрия Каморного, Юрия Шерлинга, Михаила Посохина, Зураба Церетели и прочих покойных и ныне живущих селебритиз, - но чтой-то никто так и не подал. Небось правду Веллер написал. Или просто всем по... фиг, мало ли кто где чего пишет.
Ну и публицистика у него дельная - читаю иногда на "Эхе Москвы". Неглупый дядя. Ещё и завсегдатай ток-шоу на ТВ - когда успевает писать, если успевает, непонятно.
***
Наследником "Чингисхана" в 90-е была группа Army of Lovers, с такой же "любовно-геополитической" тематикой песен - и про Израиль у них было, и про Украину, - но и её уже забыли. А мне нравится.
***
Что-то совершенно не тянет ни читать, ни смотреть эти "духлессы". Экзистенциальные проблемы зажратых из серии "им нечего больше хотеть" не волнуют никак. Был по теме "Глянец" Андрона Кончаловского, на четвёрочку с минусом, ну и хватит. Лучше почитать "Ampire V" и "Бэтмен Аполло" Пелевина. Там более тонко про неизбывный "духлесс" этого вашего существования, про гламур и дискурс и про то, кому всё это нужно, хе-хе.
***
Я повадился покупать книжки на ЛитРесе. Проще заплатить 200-250 рублей, чем ждать, пока текст появится на пиратских сайтах. Ну и поддержать любимых авторов, конечно. Проектом "Донцова" не интересуюсь. Лет десять назад пролистал пару книжек. Ерунда какая-то.
***
Что большинство книг сейчас пишутся литературными неграми - такой секрет Полишинеля, что смешно об этом говорить. Не может один писатель физически выпускать по книжке в месяц и чаще, как Донцова.
***
Хулители игр не оценивают труда, которые в эти игры вложены. Создать кусок правдоподобной виртуальной реальности, где светит солнышко, где можно ходить, бегать, прыгать, собирать и изучать находки, ну и так далее. Стрелять тоже, да. Ах, ах! Дети учатся агрессии и мало гуляют на свежем воздухе! Запретить, запретить!
Когда-нибудь умные люди научатся использовать потенциал игр для обучения. Возьмём наугад игру Far Cry 3. Герой на острове, его захватили в заложники, он сбежал. Борется с бандитами, изучает остров, собирает растения (для снадобий) и охотится на животных, и по каждому растению и животному ему предоставляется информация, по каждой островной достопримечательности - историческая справка. Ну и так далее. В "Фар Край" остров вымышленный - но никто не мешает изучать таким образом реальный остров, страну, континент.
Не будь педагогическая система так тупа и косна - подобные игры давно бы разрабатывались, и дети, особенно мальчики, радостно усваивали бы географию, историю, биологию, ботанику, физику, химию... В общем, любой предмет можно подать в виде увлекательной компьютерной игры, и даже совокупность предметов. И дети, равно как и желающие взрослые, будут изучать их добровольно и радостно.
Уж что лежит на самой поверхности - через шутеры преподавать военную историю. А если герою потребуется перевязка - это уже навыки первой помощи... И прочая и прочая: твори, выдумывай, пробуй!
И "вражья" игра Call of Duty 2 (беру опять же наугад) способна пробудить больше российского патриотизма и уважения к ветеранам - и пробуждает! - чем много часов нудного трындежа про "дедывоевали" на уроках истории и добровольно-принудительных школьных мероприятиях. Играйте с завязки ("фашисты убили всех моих родных") и до Сталинградской битвы включительно - ну, хотя бы.
И вообще, чёрт возьми, ну нарисуйте хотя бы один виртуальный дом, не говоря уже об улице, одно виртуальное дерево, не говоря уже о лесе, - потом рассуждайте на тему "уродов, уводящих деток в мир кампутерных пострелушек, а вот бы их запретить".
В такие тонкости большинство "запрещальщиков" вникать не готовы. Поиграйте сами, а. Может, не так страшен чёрт кампутерных игр, как вы малюете. Может даже, этот самый чёрт продвигает в детках то же самое разумное, доброе и вечное, что хотели бы и вы, но более привлекательными способами.
***
Мне кажется, Пугачёва всегда говорила нормально, не то чтобы грамматически грамотно, а так, как дОлжно в той или иной ситуации: она отличная актриса и отлично чувствует ту или иную аудиторию. С залом работать всяко тяжелее, чем с одним журналистом, а Пугачёва справлялась. Что до её личности и творчества, то человек на своём месте. В мире поп-эстрады должна быть такая могучая тётка со своей свитой, превратившая всю свою жизнь в шоу, и не одна. (Она и не одна: Лолита, Аллегрова, Анастасия, Ваенга - просто Пугачёва начала раньше и забралась повыше.) Песни (не все, но большинство) душевные, исполняет она их по-актёрски точно. Дай ей Бог здоровья.
***
Кажется, самое интересное в "Голосе" - конферанс Градского. Первый сезон мы с мамой иногда посматривали - там были Градский, Пелагея, Агутин и Билан. Победившая Дина Зарипова показалась неинтересной: очень правильная и очень скучная певица из советской филармонии. Но голос есть, да. Этот сезон не смотрю, а все, кто смотрит (включая проф. телекритиков вроде Мельмана), плюются в адрес нового состава со скоростью пулемёта. Лепс, которому противно всем этим заниматься, и он этого не скрывает, Полина Гагарина, которая очень плохо "косит" под Пелагею, какой-то рэпер, забыл имя... Ну и Градский на этом фоне, говорят, потерялся.
***
Талантливый дядька Розенбаум. Не скажу, что я большой поклонник, но некоторые песни - вроде "Ножей" или "Еврейского портного" - вполне хороши. Эти песни моя покойная мама любила.
***
Не уверен, что знание литературоведческих терминов кому-то поможет лучше понять и полюбить литературу. Это не IT, где без знания терминов никуда. Хотя для общего развития, наверное, небесполезно.
***
Про Жору Крыжовникова и «Горько!» не надо - кроме презрения московского богемного парня к непродвинутому быдлу, там нет ничего вообще. Смотрите лучше Павла Лунгина: фильмы "Свадьба" и "Бедные родственники". Там есть любовь к персонажам, которая и делает фильмы фильмами. Без любви и интереса к снимаемым "реципиентам" за режиссуру вообще браться не надо, чего жоры и не понимают, да им и не надо: "и так неплохо кормят".
Что касаемо нищего Ираклия Квирикадзе, который собрался всего за десять тысяч долларов покупать виноградник, дабы не помереть с голоду, - ну что тут всерьёз обсуждать. Нормально всё у Ираклия Квирикадзе, дай Бог каждому. Но да, Михалков "Оскара" не получит, - это никак не связано с качеством работы: надоела им эта тема, не 91-й год небось. Опоздал фильм на 20 лет минимум. На "Оскара" стоило выдвинуть "Дурака". Не "Левиафана", заметьте.
***
В отличие от большинства, я отношусь к так называемому позднему творчеству Михалкова скорее хорошо. По-моему, "Солнечный удар" - вполне атмосферный и сильный фильм, хотя малость и затянут, и уши кэмероновского "Титаника" в корабельных сценах торчат отовсюду. И дилогию "Предстояние"-"Цитадель", думаю, будут пересматривать и вникать в смыслы, когда весь шум вокруг "барина" Михалкова-Мигалкова давно забудут. И "Цирюльник" был тяжеловесным и рыхлым, слишком театральным, но искренним и эмоциональным.
Дело в том, что Никита Сергеевич, как к нему ни относись, всё ещё занимается старой доброй Режиссурой с большой буквы. Этим уже давно никто из наших продвинутых не заморачивается. А Михалкову это всё ещё интересно. И у него есть хотя и странноватое, но мировоззрение, которое он искренне через свои фильмы пытается донести. Опять же из новых наших режиссёров никто такой "ерундой" не занимается, да и не может за неимением означенного мировоззрения. Взять хоть пустейшего Бондарчука-младшего, у которого за душой нет ничего вообще, одно желание значиться господином режиссёром и ходить по ковровым дорожкам. Поэтому в его фильмах - "Обитаемом острове", "Сталинграде" - нет души. У Михалкова есть. С ней можно не соглашаться, но она живая.
***
Молодёжь вообще переходит на рэпчик. Мелодизм, внимание к аранжировкам и вообще подход к песне как к "штучному" товару остался в 80-х. Ну ещё были "рецидивы" в 90-х. А сейчас хиты стали расходным материалом, их пишут и скачивают по тыще пятьсот в день, поточное производство, профанация качества, "бочкой" по башке получил - и свободен. Но энтузиасты иногда делают удачные стилизации под 80-е. Вот архангельский парень Bad Mark записал трек в аутентичном стиле Alphaville. Люблю я эдакий чеканный стиль всё-таки.
***
Не понимаю причин такой популярности Довлатова. Он "обогатил" стилистику русского языка, придумав сомнительное правило "все слова в рамках одного предложения не должны начинаться с одинаковых букв". Удивительно раздутая фигура. Обычный фельетонист.
***
Всё-таки главная причина такой массовой популярности Цоя - его песни может сыграть и исполнить любой пацан, освоивший на гитаре "восьмёрочку". Недоброжелатели Цоя называют это "дворовым роком". Как будто это что-то плохое, хе-хе... Искусство должно принадлежать народу. Ну и, конечно, драйвовые тексты-мотиваторы, замешенные на азиатско-самурайском отношении к жизни. Цой может звучать саундтреком к фильмам с Брюсом Ли: "Моя ладонь превратилась в кулак", ну и так далее. Сейчас что-то "в ту же степь" пытается делать Денис Майданов, кажется. См. песни "Ничего не жаль" и "Пуля".
***
Когда-то жанр так называемого эротического триллера процветал. "Девять с половиной недель", "История О", "Дневники красной туфельки", "Одиннадцать дней, одиннадцать ночей", "Голубая китаянка", "Дикая орхидея", "Слияние двух лун"... И в 90-е ещё что-то булькало: "Основной инстинкт", "С широко закрытыми глазами"... Вот недавно была ещё "Нимфомания". Что-то уже неинтересно. Это в СССР секса не было, а сейчас накушались. Зачем смотреть недопорно с квазифилософскими соплями вокруг соития, когда без труда можно посмотреть порно, и без квазифилософских соплей вокруг помещения писи в муньку.
***
Влияние уголовной субкультуры в России велико, это не новость. Как всегда, наиболее изящную формулировку находим у Виктора Олеговича Пелевина:
"Россия общинная страна, и разрушение крестьянской общины привело к тому, что источником народной морали стала община уголовная. Распонятки заняли место, где жил Бог, – или, правильнее сказать, Бог сам стал одним из «понятиев»: пацан сказал, пацан ответил, как подытожил дискурс неизвестный мастер криминального тату. А когда был демонтирован последний протез религии, советский «внутренний партком», камертоном русской души окончательно стала гитарка, настроенная на блатные аккорды".
Отсюда и популярность т.н. русского шансона, который никакой и не шансон. И "наше всё" Владимир Семёнович Высоцкий к этому руку и голос приложил, не надо об этом умалчивать. И не только Высоцкий. Чуть ли не главный советский поэт-песенник Михаил Танич (ныне покойный) на старости лет основал группу "Лесоповал", отдавая дань нескольким годам, которые он в молодости провёл в ГУЛАГе.
Каждому своё. Вообще, девяносто процентов людей всегда будут наслаждаться так называемой массовой культурой в том или ином виде - и чихать на так называемое высоколобое искусство. Это нормально, на то оно и высоколобое. Особой проблемы не вижу. А если хочется уменьшить популярность именно блатных песен, тут есть лишь один рецепт: надо уменьшать значение уголовной субкультуры в российской жизни. Пока у нас криво работают "социальные лифты" и есть целые регионы, где перед подрастающим поколением открывается лишь такой вот путь жизненной самореализации, ничего толком изменить нельзя.
***
Пелевин считается или нет? Читаю также - больше перечитываю - Чхартишвили-Акунина, за что продвинутые хипстеры должны подвергать остракизму, наверное. Когда-то читал что-то из Улицкой, что-то из Толстой, что-то из Ерофеева, что-то из Петрушевской, что-то из Лимонова, что-то из Веллера (но четыре последних - это, наверное, уже не очень современная лит-ра). Прозу Прилепина и Шаргунова, который Прилепин-лайт, читать не буду принципиально: публицистической их пурги хватает, чтобы не иметь с ними дела. Наверное, стоит попробовать прозу Дмитрия Быкова, хотя он большой зануда. А есть ещё некий Александр Терехов, лауреат Букера, между прочим, который так старается быть большим и сложным писателем, что кушать не может, поэтому и читать его невозможно. Дмитрий Глуховский - "Метро-2033" не пошло, к фэнтези вообще равнодушен; "Рассказы о Родине" прочёл, забавно, но это скорее памфлеты, а не лит-ра. В общем, нет, по гамбургскому счёту не читаю и не знаю я современной русской лит-ры.
***
Посмотрел на днях по одному онлайн-каналу сериал "Фарца" - действие происходит в Москве в начале 60-х. На мой вкус, неплохо для нашего ТВ, ностальгично-атмосферно, хотя и с ляпами, и со сценарной халтурой, нарастающей к финалу. Хорош главный злодей в исполнении Стычкина, неплох следователь в исполнении Серебрякова.
***
Как столько людей ухитрились посмотреть "Елену"? По-моему, это почти невозможно. "Вымораживает" уже начало: пять минут статичного "слайда" - заснеженная ветка на фоне окна; на шестой минуте на ветку садится ворона, снег сыплется вниз. Дальше в том же духе. Ах, какая многозначительность! Больше половины фильма "Елена" можно было вырезать, ровным счётом ничего не потеряв. Не надо рассказывать, что затянутые статичные сцены, где оператор работает фотографом, нужны для атмосферы, в них заложен глубокий символизм и так далее. Бессмысленная пустота, растягивающая хронометраж и строящая из себя пищу для интеллекта. "Левиафан" по сравнению с "Еленой" просто блокбастер. И "Возвращение" тоже. Других фильмов Звягинцева не смотрел.