Темы
работы:
1)
Каково место философии в системе культуры?
2)
В чем проявился дуализм философской позиции Декарта?
3)
"Бытие есть, а небытия нет". Кому из античных философов
принадлежит данный афоризм, каково его значение для философского
осмысления бытия?
1.
Прежде
чем определить место философии в системе культуры, следует
понять, что такое, собственно, культура и что такое философия.
Смысл
понятия "культура" кажется ясным на интуитивном уровне,
но универсального определения его до сих пор нет.
Этимология
самого слова "культура", бесспорно, способствует некоторому
прояснению в этом вопросе. Известно, что латинское cultura
означает "воздействие, обрабатывание". Что же подлежит
воздействию и обработке? Мир, окружающий нас, и мы сами
(человек также является феноменом культуры). Итак, верным
будет определить культуру как творческий принцип жизни
и отдельной личности, и общества в целом. "Совокупность
материальных и духовных ценностей, а также способов их
созидания, умение использовать их для прогресса человечества,
передавать от поколения к поколению и составляют культуру"
(Спиркин А.Г. Основы Философии, М., 1988, с. 552).
Философия
же - это особая сфера духовной деятельности человека,
а специфика ее (и, соответственно, отличие от других наук)
- в том, что предметом ее рассмотрения и является сама
духовная деятельность во всех ее проявлениях.
Отсюда
видно, что философия является важнейшей частью культуры,
в некотором роде ее "движущей силой" и одновременно "зеркалом",
в коем культура отражает самое себя. Так в фокусе внимания
философии оказывается сам человек как феномен культура,
а именно его внутренний мир, находящийся в сложном соотношении
и взаимодействии с миром внешним. Философия - это и попытки
познать суть, смысл и способ таких взаимоотношений, и
рефлексия над такими попытками.
Факт
принадлежности философии к системе культуры является аксиомой.
Однако это не снимает вопроса о месте философии в данной
системе. Сторонники панфилосоФской позиции считают, что
философия есть квинтэссенция всех наук, что она возглавляет
и обобщает их. В самом деле: в античности философия была
и вовсе тождественна всей культуре.
Но
последний неоспоримый факт по-своему трактуется приверженцами
теории "отказа от философии". Они полагают, что философия
изжила себя, будучи уместной лишь в далеком прошлом, когда
выполняла функции, ныне возложенные на ряд специальных
наук.
Таким
образом, первые говорят: место философии в системе культуры
- ведущее, первое; вторые отказывают ей вообще в праве
на существование в качестве культурного явления. Первые
утверждают самодостаточность и важность философии, вторые
считают, что в применении к социальной сфере человеческой
деятельности она - лишь форма идеологии (политической),
а в применении к фундаментальным вопросам бытия и сознания
- некие абстрактные, бездоказательные умствования, занимающие
ту пустоту, которую не заполнили еще знанием истинным
специальные науки.
Бертран
Рассел определил философию как нечто "промежуточное между
теологией и наукой", и споры между сторонниками и противниками
философии, по существу, есть споры о том, подменила ли
она ныне собой теологию (религию) или "растворилась" в
науке. Последняя позиция тесно связана с так называемым
сциентизмом (от science (англ.) - наука). Суть этого влиятельного
течения общественной мысли в том, что единственной истинной
Формой познания является-де познание рациональное, научное,
предъявляющее неоспоримые доказательства того или иного
утверждения. Философия (говорят сциентисты) не наука,
коль скоро она не способна оперировать четкими доказательствами,
а раз не наука, то и необходимости в ней вовсе нет.
Им
возражают антисциентисты, говоря: да, философия не наука
и не обязана быть таковой, ибо философские проблемы невозможно
решить, подходя к ним научно. Если для сциентиста есть
один "бог" - наука, то антисциентист противопоставляет
"низкую" науку "высокой" философии. Первая занята-де исключительно
добычей утилитарных, прикладных истин и истинок, а вторая
- иррациональными, интуитивными средствами (как искусство)
пытается постичь тайну высшую, т, е. саму сущность бытия.
Вопрос
о том, наука ли философия, не был бы столь важен в свете
рассматриваемой нами темы, если бы от его решения действительно
не зависело, какое место занимает философия в системе
культуры. Вплоть до XIX века философия занимала в ней
второе после религии место, а в упомянутом столетии вытеснила
религию, переставшую играть основополагающую роль в мировоззрении
большинства людей-носителей культуры, и заняла ее, доминирующее,
место. (Вспомним, какое влияние имела классическая немецкая
филосоФия на общественную жизнь Европы вообще и России
- в резкой частности в середине прошлого века.)
Но
в XX столетии значительно поднялся престиж науки, связанный
с ее достижениями, преобразившими материальную жизнь,
- и теперь уже наука заняла ведущую позицию в системе
культурных ценностей. (Религия, по большому счету, выбыла
из "состязания", по крайней мере в культуре европейской,
превратившись по существу
в некий "элемент декора". Мы видим это, в частности, на
примере нынешнего положения православия в нашей стране.)
Стало
быть, если мы считаем философию научной дисциплиной, то
она является частной составляющей нашего лидера, т. е.
науки как совокупности таковых дисциплин. Но объективно
трудно назвать философию наукой в общепринятом понимании
этого слова: она отлична от всех наук и предметом своего
изучения, и способами последнего, и уже упомянутой недоказуемостью
своих постулатов. Если же мы признаем, что философия есть
нечто отдельное от науки, то она оказывается на втором
месте, в "подчиненном" положении, с чем трудно согласиться.
Ставить же ее перед наукой, "выше" науки, - значит игнорировать
объективные особенности современного мышления. Из этой
"ловушки" никогда не выйти, если понимать под "местом
в системе культуры" либо возможность довлеть над иными
культурными категориями, либо опасность оказаться по отношению
к ним в подчиненном положении. Однако, приглядевшись к
культуре как к некоей совокупности, мы обнаружим, что
связь понятий, ее составляющих, не определяется законами
иерархии.
Нам,
конечно, известно, что религия в свое время пыталась подчинить
себе искусство, науку, философию. Позднее философия "занялась"
тем же. Сейчас, кажется, делается ставка на то, чтобы
все "подмять" под науку. Но мы знаем и о пагубных последствиях
такого рода диктата - о стагнации человеческой мысли,
загнанной в прокрустово ложе той или иной догмы (соответственно,
религиозной, Философской или научной) и связанньй с этим
кризис во всех областях духовной и общественной жизни.
Следует уяснить, что философия - это не охранительный
или регламентирующий орган в "государстве наук", но самостоятельная
область духовного знания, участвующая в непосредственном
производстве идей, а не в их принудительном распределении
и регламентировании. То же, с заменой "государства наук"
на более объемное "государство культуры", должно относиться
и к любой другой самостоятельной области духовного знания,
будь то наука, искусство или религия. Посему истинное
"место" философии - вопрос классификации, а не иерархии.
2.
Дуализм,
т. е. двойственность Философской позиции Рене Декарта
(1596-1650), тесно связана не только с некоторой дуалистической
традицией, сложившейся
к тому времени в Философии, но и с его личными особенностями
как ученого и мыслителя. Можно сказать, что данный дуализм
есть следствие, как ни парадоксально, односторонности
Декарта, преуспевшего в специальной точной науке (математике),
но обнаружившего преграду там, где "математики" оказалось
недостаточно, а именно в философском осмыслении бытия.
С
одной стороны, он придерживался механистической теории
объяснения Вселенной: она, по Декарту, - колоссальный
механизм, работа коего целиком обуславливается, соответственно,
законами механики. Положив этот постулат в основу своей
работы, ученый пришел к целому ряду верных выводов о структуре
мироздания, о происхождении небесных тел, об эволюции
всего сущего. Он, таким образом, убедился в огромном прикладном
значении своего метода - применение к универсуму хорошо
известных законов, выведенных точными науками. Будучи
преданным сторонником идеи рационализма, согласно которой
и источник познания, и критерий его истинности - это человеческий
разум, Декарт решил, что к истине можно прийти, так сказать,
эмпирически, - а уж потом выводы, полученные путем умственного
рассуждения, можно и проверить практически-экспериментально,
коль скоро есть возможность и желание. Так он провозгласил
в науке примат интеллекта над опытом и обосновал его существованием
неких "врожденных идей". Это - прикладные истины, содержащиеся
в человеческом уме изначально, до опыта, и служащие надежным
базисом для любых логических заключений. Они, эти истины,
представляют собой не что иное, как основные постулаты
математики и логики. Для оснащенного ими разума нигде
нет непреодолимых границ, и он, по Декарту, становится
главным инструментом познания и вообще залогом существования
личности: "Я мыслю, следовательно, я существую!"
Однако
при рефлексии, т.е. при попытке использовать разум для
познания самоё себя, обнаружилась полная несостоятельность
механистического мировоззрения. Мы могли бы даже сказать:
несостоятельность рационализма в декартианском понимании.
Образно говоря, разум-логик, разум-математик был способен
объяснить все, что видел вокруг, за исключением собственного
отражения в зеркале. Декарт оказался не в силах понять
несовершенство своей теории о "врожденных идеях", так,
казалось бы, успешно применимой в других сферах. Ему,
провозгласившему беспредельность логического миропознания,
пришлось согласиться с тем, что границы все-таки имеются,
и не в космической дали, а внутри самого человека. Ни
разум, ни речь нельзя было (в отличие от всего остального)
представить как механизмы. Современный ученый-атеист сказал
бы, что, конечно, можно мышление считать свойством некоего
"механизма", но неизмеримо более сложного, чем способна
была объяснить наука времен Декарта и сам он как виднейший
ее представитель. Работу разума нельзя объяснить исключительно
математическими средствами. Чтобы разрубить этот гордиев
узел, Декарту пришлось допустить существование нематериального,
т. е. души и божества - ее создателя. Это позволило решить
и вопрос о возникновении Вселенной: божество, как некий
часовщик, собрало и запустило механизм мироздания, а законы
механики известны. Стало быть, мир состоит из двух субстанций:
материальной, постижимой, и идеальной (Бог и разум), не
подлежащей анализу. (Похожую позицию займет впоследствии
Ломоносов, утверждавший, что "божескую волю" нельзя "вымерять
циркулем", но все остальное - можно и нужно.)
Так
проявился дуализм Философской позиции Декарта. Ясно, что
противоположностью этой "двойственности" является монизм,
т, е. восприятие мира как состоящего из единой субстанции
- духа (монизм идеалистический) или материи (монизм материалистический).
Отметим, что монизм Спинозы есть не что иное, как развитие
учения Декарта в его "материалистической" части. Спинозе
удалось опровергнуть постулат об идеальной природе разума
и его принципиальной непознаваемости, представив человеческое
мышление как частный случай "всеобщего разума", присущего
всему мирозданию в целом. Таким образом, труды Декарта,
невзирая на отразившийся в них дуализм, оказали огромное
влияние на развитие Философской и научной мысли, навсегда
войдя в систему основополагающих культурных ценностей,
накопленных человечеством.
3.
Афоризм
"Бытие есть, а небытия нет", принадлежащий виднейшему
древнегреческому философу Зенону, ближе всего "подобравшемуся"
к материализму в современном понимании этого слова, достоин
самого внимательного анализа.
Грамматически,
путем противительного союза и антагонистов-антонимов,
достигается эффект утверждения одного понятия и отрицания
другого. Однако эффект этот мнимый.
Мы
убеждаемся в этом, заменив данную фразу, на первый взгляд,
синонимичным по сути высказыванием: "Бытие существует,
а небытия не существует". Обнаруживается так называемая
тавтология, или неоправданное повторение равнозначащих
понятий, поскольку известно: бытие есть нечто реально
сущее; небытие есть ничто. Разумеется, нечто существует,
а ничто не существует, иными словами, "бытие есть, а небытия
нет".
Попав
в лингвистическую ловушку привычных вербальных значений,
можно принять заключенное в афоризме утверждение ("бытие
есть несуществование")
за отрицание ("небытия нет"). При таком ошибочном толковании
он представляет собой выражение идеалистической концепции
о "бессмертии": раз нет небытия, значит, нет смерти, нет
конечности. Однако рассматриваемый афоризм содержит лишь
стилистически изящно сформулированный принцип вполне материалистической
Философии. "Есть" в нем - синоним существительного, а
не глагола; синоним слова "существование", а не "существует".
Соответственно, "нет" означает "несуществование", а склонение
"небытия" правильно лишь в грамматическом смысле.
Итак,
в кратком изречении материализм "маскируется" под идеализм,
и это в некотором роде соответствует своеобразию стихийного
материализма древних вообще. Особенность последнего, как
известно, в том, что материалистические принципы облекаются
зачастую в идеалистическую форму.
Следует,
конечно, отметить, что в известном смысле небытия и вправду
нет - не только потому, что оно противоположно бытию (тому,
что есть), но и согласно законам диалектики. А именно:
любой конец - это, в сущности, переход материи из одного
состояния в другое. Небытие, таким образом, относительно
и имеет смысл как понятие лишь в применении к конкретной
Форме бытия. Такое "отрицание небытия" есть уже не идеалистический
подход к проблеме, а материалистический. Словом, афоризм
античного философа, как любая вещь, требующая серьезного
анализа, стимулирует мышление. Он очень важен для Философского
осмысления бытия. Небытие же - это понятие, но не сущность,
и потому не подлежит осмыслению и не нуждается в нем;
в этом смысле его тоже "нет", философ и ученый его "не
видят". Но как "технический" термин, означающий "несуществование
данной формы бытия на данном отрезке времени", оно имеет
право на "жизнь". Это парадоксальное существование небытия
- как может существовать несуществование? - естественно,
имеет место лишь на лингвистически-эфемерном уровне. В
этом смысле небытие, как это ни удивительно, есть часть
бытия, а именно духовной реальности.
Подытожим:
афоризм содержит в себе лишь утверждение, но не отрицание.
Бытие и небытие - противоположные, но равноправные философские
понятия. Глубинный смысл, "перевод" изречения "Бытие есть,
а небытия нет" таков: "Есть и "есть", есть и "нет".