ВОЗНИКНОВЕНИЕ
КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЕВРОПЕ
Как
и большинство научно-технических изобретений и открытий,
книгопечатание обязано своим возникновением прежде всего
социально-историческим причинам. Изучая историю, мы видим,
что любое достижение в области науки и техники – от колеса
до космической станции – обусловлено насущной потребностью
в нем, которую испытывает общество на конкретном этапе
своего развития. Гениальные изобретатели, таким образом,
осмысленно либо интуитивно выполняют некий социальный
заказ.
На
протяжении тысячелетий книги, их первоначальные формы
(таблички, свитки, кодексы), писались и переписывались
от руки. На первый взгляд, усовершенствование этого процесса
было до поры до времени невозможным исключительно из-за
недостаточного развития техники. Однако первые опыты печатания
были предприняты уже в глубокой древности, в основном
на Востоке (Индия, Китай, Тибет). Тексты и символы тогда
вырезались на дереве; первоначальной печатной формой,
таким образом, стала доска. Но этот способ (ксилография)
так и не стал массовым.
Довольно
широкое распространение в Западной Европе он получил только
в ХIV веке и впоследствии был вытеснен книгопечатанием
в привычном смысле этого термина.
Промышленное
производство книг не прививалось почти до середины второго
тысячелетия, ибо не было у общества такой потребности,
пока чтение оставалось привилегией узкого круга. С античных
времен мы видим, с одной стороны, уважение к книге (Цицерон
говорил, что дом без нее подобен телу без души), а с другой
– ограниченное ее «потребление». Положение не слишком
изменилось в средние века, в эпоху феодализма. Знать и
духовенство, особенно последнее, долгое время оставались
единственными носителями и потребителями «книжной мудрости».
В
заслугу церкви безусловно надлежит поставить то, то монастыри
стали центрами изготовления и распространения книг не
только узкорелигиозного, но и литературно-исторического
характера, прежде всего летописей. Но книги по-прежнему
были немногочисленны и дороги. Кропотливая переписка одного
экземпляра зачастую занимала месяцы, а то и годы. Это
вело к тому, что книга становилась большой ценностью и
к ней соответственным образом относились (факт положительный),
но в то же время делало ее недоступной малоимущим слоям
населения. Соответственно, было очень немного грамотных
людей (хотя на Руси с этим дело всегда обстояло лучше,
чем в Западной Европе, где неграмотность отличала даже
многих феодалов).
До
поры до времени все мирились с таким положением - и чернь,
которой негде и некогда было приобрести вкус к чтению,
и власть имущие, которые смотрели на книгу как такое сокровище,
которое надлежит иметь лишь избранным. Но к ХV веку н.э.
люди практически всех сословий стали осознавать, что книга
– это не просто развлечение либо собрание абстрактных
премудростей, но действенное информационное оружие, с
помощью которого можно достичь тех или иных целей. Если
Владимир Мономах в свое время написал «Поучение», адресуясь
прежде всего к своим сыновьям, то влиятельные личности
позднейших времен возжелали «поучать» целые народы. Эти
личности делились на два «лагеря» - упрощенно говоря,
ретроградов и новаторов, т.е. духовенства и мыслителей
эпохи Возрождения. И те и другие желали распространять
свои идеи, с тем чтобы завоевать как можно большее число
сторонников. Так началась «борьба за умы», которая с тех
пор в сущности не прекращается, а лишь видоизменяется.
Книга действительно становилась «оружием». Но она никогда
не являлась лишь проводником тех или иных философских
и политических идей – она просвещала читателя, давала
ему новую важную информацию.
Этой
информации ко времени зарождения книгопечатания «накопилось»
в мире более чем достаточно. Та эпоха являлась временем
великих перемен: Ренессанс в искусстве, Реформация в церкви,
великие географические открытия, успехи науки и техники
– все это предвещало глобальные изменения и в общественном
устройстве. Они пришли в виде вытеснения феодализма с
исторической арены – на смену ему шел капитализм. Книгопечатание
считается одним из важнейших факторов, способствующих
этому процессу. Само обилие информации, заключенное в
печатных, т.е. доступных, книгах, разрушало привычные
ограничительные догмы, прежде всего религиозные, а феодальный
строй держался главным образом именно на них. Недаром
один из клерикалов заявит потом, что печатание книг само
по себе нанесло удар по церкви куда более серьезный, чем
все ереси вместе взятые. Но когда промышленное производство
книг только зачиналось, феодалы и духовенство видели в
нем угрозу, а напротив, средства для распространения и
утверждения именно своих консервативных идей.
Таким
средством одно время (ХIV век) была уже упоминавшаяся
ксилография, путем которой в среде неграмотного простонародья
распространялись гравюры религиозного содержания. Но мастера-книгоделы
искали другой, лучший способ печати.
В
нескольких западноевропейских странах (Италии, Франции,
Голландии, Германии) и Чехии стали предприниматься попытки
использования подвижного шрифта для изготовления печатных
форм. Идея была, безусловно, правильной. Но воплотить
ее в жизнь на должном техническом уровне не удавалось
никому до германского гения Иоханна Гутенберга (родился
в конце XIV века, умер в 1468 году). Он разработал замечательную
технологию печатания книг, оказавшуюся самой продуктивно,
использовавшуюся в дальнейшем на протяжении столетий.
В отличие от других мастеров, не пошедших дальше изготовления
одного набора литер, Гутенберг пришел к выводу о необходимости
быстро отливать любое количество шрифта. Этот процесс
был им продуман до мелочей. Первоначально он гравировал
на стали образцы букв, или пунсоны, затем с их помощью
штамповал углубленные их изображения на медном бруске,
а уже последние (матрицы) использовал для отливки собственно
литер. Таким образом, печатник был способен легко изготовить
литеры в любом требуемом количестве. Кроме того, Гутенберг
изготовил печатный станок, главными элементами которого
являлись талер – стол, на который укладывалась печатная
форма, - и пресс, притискивающий к этой форме, предварительно
покрытой краской, лист бумаги. По нынешним меркам процесс
был достаточно несовершенен, и все же он позволял изготовлять
книги во много раз дешевле и быстрее по сравнению с трудом
переписчика.
Практическое
книгопечатание в типографии Гутенберга началось в середине
40-х годов ХV века. На свет появились первые европейские
печатные издания – учебники, календари и листовки. Но
истинную славу печатнику принесло роскошное издание Библии,
отнявшее четыре года работы.
Заслуга
Иоханна Гутенберга состоит, таким образом, в разработке
самой продуктивной на тот момент технологии печатания
книг, позволившей впервые в истории перевести этот процесс
на промышленную основу.
После
его смерти дело первопечатника продолжили многочисленные
последователи. Среди них особо выделяется Альд Мануций
(1447-1515), родоначальник современного редактирования,
один из первых издателей, ставших помещать в конце книги
выходные данные: место, год выпуска и марку издательства.
Его издания, так называемые альдины, отличались подчеркнуто
высоким качеством во всех отношениях. К началу второй
половины нашего тысячелетия было выпущено уже более 10
миллионов экземпляров печатных книг – цифра немыслимая
при господстве рукописного способа. Впоследствии они получили
название инкунабул, что означает «произошедшие из колыбели
(здесь: колыбели книгопечатания)». Издания же, выпущенные
до 1550 годы, именуются палеотипами, т.е. «древними».
Началась бурная торговля новым товаром.
Усовершенствования
в этой сфере связаны с именем немецкого типографа и предпринимателя
Иоганна Ментелина (1420-1478), владельца книжного склада
в Страсбурге. Он впервые стал печатать весь задуманный
тираж той или иной книги, после чего рассыпанный набор
можно было использовать снова. Это позволяло ускорить
издательский процесс, увеличить ассортимент выпускаемых
книг. Другой немец, Антон Коберген (1440-1553), родом
из Нюрнберга, поставил книжную торговлю «на широкую ногу»:
открыл сеть книжных лавок, отличавшихся разнообразным
и богатым ассортиментом, и стал содержать штат мелких
торговцев, или книгонош, продающих книги в людных местах.
Примеру Кобергера последовали другие предприниматели,
и в ХVI веке мы наблюдаем острую конкурентную борьбу издательско-торговых
фирм.
Постепенно
мелкие и средние предприятия (как и в других сферах) поглощались
крупными монополиями. Фирмы Анри Этьенна и Кристофа Плантена
во Франции, Лодевейка Эльзевира в Голландии сосредоточили
книжное дело в своих руках. Освоив Европу, они стали искать
выхода на другие рынки – другие континенты, где находились
колонии развитых государств Старого Света. Так, образно
говоря, книга начала завоевывать мир.
Великое
изобретение и последующий процесс вытеснения рукописных
книг печатными изданиями не могли, разумеется, оставить
в стороне Восточную Европу и Русское государство. Первые
опыты славянского (кириллического) книгопечатания связаны
с именем жителя Кракова Швайпольта Феоля. Невзирая на
что сам издатель был «немецкого роду», он (в 1491 г.)
выпустил на кириллице четыре книги для православного богослужения.
Это было достаточно мужественным поступком в католической
стране; именно инквизиция, видимо, пресекла дальнейшее
издание церковнославянской литературы.
Но
начало массового производства восточнославянской книги
является заслугой белорусского просветителя Франциска
Скорины (ок.1490-1552). Родом из Полоцка, он поселился
в Праге – городе, являвшемся в то время средоточием славянской
культуры, - где и основал типографию. Первая книга, изданная
им – «Псалтирь» (1517 г.), - положила начало тематической
серии, озаглавленной «Библия русская». Впоследствии Скорина
продолжил свое дело в Литве, в ее столице Вильно, где
издал такие богослужебные книги, как «Малая подорожная
книжица» и «Апостол» (1523-1525 гг.). Адресуя свои издания
«простым русским людям», печатник имел в виду прежде всего
своих земляков-белорусов, находящихся под польско-литовским
гнетом, но естественно, что его книги вошли в церковный
обиход и в Московском государстве.
В
самой же Москве книгопечатание началось примерно во второй
половине 50-х годов ХVI века. Первые книги – три «Евангелия»,
две «Триоди» и два «Псалтиря» - историки датируют периодом
между 1555 и 1564 годами. Однако эти издания, по существу,
анонимны: они не имеют никаких данных, позволяющих установить
личность издателя. Ясно лишь, что их появление опять-таки
обусловлено причинами социально-историческими. Прежде
всего, рост Московского государства вел к тому, что на
присоединенных землях открывались новые православные церкви,
требующие священных книг. Церковный собор 1551 года потребовал
замены рукописных богослужебных книг, «вконец испорченных
от преписующих», т.е. содержащих множество ошибок, - изданиями
проверенными, качественными. Для решения всех этих задач
идеально подходило только промышленное книгопроизводство.
Таким
образом, как и в Западной Европе, возникновение книгопечатание
славянского и московского тесно связано с церковью, с
ее запросами и установками. (Только позднее, когда оказалось
невозможным поставить все типографии под церковный контроль,
духовенство обнаружило, что его власть подтачивается потоком
«вольнодумной» литературы.) Поскольку издатель вышеупомянутых
семи книг не установлен, «официальным» русским первопечатником
принято считать дьякона Ивана Федорова, который (вместе
со своим помощником) отпечатал «Апостола». Сделано это
было в типографии, построенной по велению Ивана Грозного.
Работа над изданием заняла почти год (19 апреля 1563 года
– 1 марта 1564-го). Результатом ее стала превосходная
книга, не уступающая по качеству печати и красоте оформления
лучшим европейским образцам.
Итак,
введение книгопечатания на Руси произошло примерно на
столетие позже, чем в Западной Европе. Это связано с историческими
факторами, затормозившими в стране культурный и технический
прогресс, а именно: татаро-монгольским игом, затянувшейся
эпохой феодальной раздробленности и т.д. Тем не менее,
возникнув единожды, русское книгопечатание стало оказывать
на жизнь нашего государства столь же значительную роль,
какую имело промышленное производство книг в передовых
державах Запада. И там, и здесь мы наблюдаем первоначальную
строго церковную направленность издаваемой литературы,
а затем – поворот к просвещению, к науке, позднее – к
«светской» поэзии и беллетристике.
Таким
образом, к концу ХVI века книгопечатание утвердилось во
всех развитых европейских странах, включая Россию, и значение
этого факта трудно переоценить. Как отметил академик М.Тихомиров,
«появление первой печатной книги на языке того или другого
народа означает начало новой эпохи в его культурной жизни».
Этой «новое эпохе» мы обязаны появлением великой художественной
литературе, распространением научных знаний, положительным
переменам в общественной жизни. Все это стало возможным
потому, что книга и заключенные в ней идеи, информация,
талант стали всеобщим достоянием благодаря важнейшему
изобретению – книгопечатанию.