"Утро
России", 19-26 мая 1994
Рубрика:
Культура
ЕСЛИ
ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ...
“Звезды оперы Большого театра” - так называется цикл музыкальных
фильмов, презентация которых состоялась 12 мая в Бетховенском
зале ГАБТ.
Фильмов всего пять, по часу каждый. “Тенор из Большого”
- о Зурабе Соткилаве; “ Меццо-сопрано из Большого” - о Тамаре
Синявской; “Сопрано из Большого” - о Маквале Касрашвили; “Концертмейстер
из Большого” - о Лие Могилевской... В завершение - сборный концерт:
“Звезды оперы Большого - в Большом зале Консерватории”. Сняла
и представила фильмы российская компания “Виста интернейшнл”.
Вскоре после презентации сериал отправится в Австралию и США.
Президент “Висты” Леонид Вильдавский рассказал собравшейся в
зале публике (газетчики, телевизионщики, артисты Большого и
почему-то Станислав Говорухин), как много усилий и средств потребовало
создание данного цикла. Он поблагодарил свою съемочную группу
и замечательных артистов, посетовав на то, что не все из них
присутствуют сейчас: в частности, не смогли приехать Мстислав
Ростропович и Галина Вишневская, занятые в лентах на “эпизодических”
ролях. Зато в импровизированном президиуме - Зураб Соткилава
и Маквала Касрашвили.
С помощью видеопроектора был показан короткий ролик, составленный
из трехминутных фрагментов всех пяти лент.
Качество звука и изображения оставляло желать лучшего. Однако
представление о фильмах можно было получить. Это не академические
записи, а полноценные рассказы об артисте в духе хороших документальных
лент. Сцены из опер, концертные выступления перемежались кадрами
репетиций, теплыми словами Вишневской и Ростроповича... Есть
капелька быта - скажем, вид из окна репетиционной мастерской
на Кремль (а окно немыто, а подоконник облупился, а на голых
крашеных стенах - ничего, кроме афиш).
После показа - вопросы. Увидят ли цикл в России или ему уготована
чисто “экспортная” судьба? Президент “Висты” успокоил: “Мы,
конечно, будем продавать отснятый материал за рубеж, но наши
зрители обделены не будут. Есть договоренность с “Шестым каналом”
в Москве и телевидением Санкт-Петербурга. Кроме того, фильмы
уже расписаны по видеокассетам,
и их сможет купить любой”.
Сколько было затрачено на фильм? “Трудно подсчитать. Мы снимали
фильм полтора года... Ясно, конечно, что съемки - дело недешевое.
Мы пошли на траты ради культуры”.
Потом выступил Зураб Соткилава:
- Я хочу сказать о качестве звука. При видеозаписи оно просто
ужасное. Я плачу, когда слышу себя в телепередаче! Это - единственное,
чем может мне навредить режиссер. Тонким он меня не сделает,
не сможет (смех в зале), а вот испортить звук... Мы - оперные
певцы, а не эстрадники! Я слушаю эстраду - у меня закладывает
уши. Слушаю Паваротти - что это? Откуда-то из-за хора едва прорывается
грубый голос... Единственная фирма, которая смогла записать
меня так, что можно слушать, - это “Сони”. Что получится из
того, что сняли здесь, - не знаю...
Это внесло минорную ноту. Впрочем, после официальной части по
японскому телевизору показывали “полный вариант” одного из фильмов.
Звук был не в пример лучше. Зураб Соткилава вдумчиво и долго
беседовал с Леонидом Вильдавским...