БЕЗОПАСНЫЙ
РЭКЕТ
Городской транспорт – притча во языцех
Какими только словами транспорт ни клянут! Вечная давка
на остановках в ожидании автобусов и троллейбусов. Отменяются
самые “ходовые” маршруты те, что есть, - сокращаются. Не
хватает машин, запчастей, водителей. Проблемы – банальны. Банальны и ответы на пресловутые вопросы
“Кто виноват?” и “Что делать?” в Мосгортрансе, мэрии многократно
говорилось: “Нет средств. Дотации из бюджета – капля в море.
Потому и приходится повышать плату за проезд”.
В
некоторых провинциальных городах общественный транспорт
по -коммунистически бесплатен для пассажиров: его оплачивает
муниципалитет. Откуда денежки? От предприятий, которые платят
налог на транспорт.
Но
это – в провинции. Для Москвы такое решение неприемлемо.
Никто на ЗИЛе, к примеру, не хочет оплачивать проездки “чужаков”.
А гости столицы?.. А дети старше пяти?.. Ведомственная неразбериха.
Итак,
мы, обыватели, за проезд будем платить, и с каждым месяцем,
- все больше, сообразно инфляции. Но оказывается, что, и
покупая билет, мы ставим транспортное ведомство в затруднительное
положение.
Кому-то
обязательно надо контролировать нашу честность. “Совесть
пассажира – лучший контролер”. Но она выкидывает неожиданные
коленца:
-Если
сто способов надругательства над человеком в нашем государстве
незаконны, то почему сто первый, формально законный, способ
будет восприниматься обывателем как-то иначе? – говорит
мой знакомый. - Автобус – обшарпанный, ходит редко; типичный
московский контролер хам с уголовными замашками, и свой
собачий жетончик или удостоверение он сует тебе под нос,
как кастет.
Это
говорит, стоит отметить, не люмпен, а пожилой интеллигентный
человек. Сколько бы я ни доказывал, что здесь – заколдованный
круг (мол, именно обилие “зайцев” не дает возможности держать
на контролерских должностях вежливых старушек и пополнить
нищий бюджет транспортников), что смешно выражать протест
таким образом, - В. был непреклонен: “Считай, что это –
мой личный протест, индивидуальная странность не для всеобщего
обозрения”.
Остальные
“зайцы”, возможно, не прибегают к столь велеречивым объяснениям,
- но под этими словами подпишутся.
Еду
недавно “зайцем”. Тут – облава! Два контролера, молодой
и старый, пробираются по салону, приближаются ко мне… Молодой
дошел быстрее.
-Ваш
билет!
-Нет,
билета…
-Штраф
– пять тысяч!
Достаю
кошелек… а парень склоняется и шепчет мне на ухо:
-Выбирай:
квитанцию или две тысячи сдачи?
-Две
тысячи, - малодушно говорю я. И заплатил, таким образом,
не пять, а три “штуки” - зато не родимому государству, а
симпатичному пареньку.
Приехав
домой, позвонил в автобусный парк: не из “стукаческих” побуждений,
а из чистого любопытства.
-Вы
знаете, - сказал я, через полчаса дозвонившись, тоном возмущенного
пенсионера, - ваши контролеры штраф себе в карман кладут
и т.д.
-Хм…
Имя, фамилия контролера?
-Да
вот… такой…
-Милый,
у нас “таких” много, да и в любом случае поезд ушел. Ну
должен же ты понимать…
Голос
был очень вялый, и так же вяло мой собеседник (диспетчер)
положил трубку.
Вскоре
мне довелось взглянуть на это “с другой стороны баррикад”.
Мой друг, студент, пристроился контролером – при другом,
правда, автобусном парке. Работы ему понравилась. Но методика
зарабатывания денег у него другая: он дает “сдачи” больше
– три тысячи. “Я человек скромный, мне и этого на жизнь
хватает”. Хотя вид у него внушительный, из-за чего его охотно
и взяли на опасную работу.
-Очень
часто, тем более вечером, в транспорте едут такие крутые
компании, что даже я, не говоря уж о каком-нибудь божьем
одуванчике, не рискну затребовать у них билет. Гогочут в
лицо, посылают известно куда, - а за их спинами прячутся
хилые, одинокие безбилетники… Как-то я попал в такую ситуацию.
У меня – разряд по дзюдо, но их –семь “качков”, а в напарниках
у меня – Михалыч, дедулька, который всю жизнь в парке слесарил
и вот решил подработать к пенсии… Говорю: “А в милицию не
хотите, мужики?” Отвечают: “Ну-ка, отведи”. “Сейчас водителю
скажу!”- “И водилу уроем”. А все контролеров ругают за хамство.
Озвереешь ведь на такой работе!
Но
днем – другое дело. Мы с Михалычем с автобуса по двадцать
где-то штук за одну “ходку” снимаем, при том, что маршрут-то
наш не очень выгоден. А когда мы идем “утюжить” другой автобус
(что идет к “Лейпцигу”), то в удачный денек – больше полсотни:
там едут “челноки”, билет им брать недосуг, деньжищ
куча, раскошеливаются и не пищат. Еще и “наколоть” можно:
“Десять тысяч с вас!” – “Почему?” – “Постановление Лужкова!”
Но есть опасность нарваться на контролеров “настоящих”,
обслуживающих этот маршрут. Тогда – разборка. В ментуру
не потащат, но морду набьют, и выручку отнимут, и скажут:
“Еще раз увидим…” Причем Михалыча-то, как правило, отпускают:
“Иди, дедуня, а то помрешь”, - а я отдуваюсь. Ну, меня-то
не так просто взять, я парнишка крепкий, постоять за себя
смогу…
-
И что – ни один пассажир не жалуется?
-А
докажи! Никто ему не запрещает взять квитанцию. Никто не
вымогает у него штраф, если у него есть билет. Это, как
рэкет в застойные годы: лезем к тем, у кого рыльце в пушку…
Бывает, звонят в парк, но диспетчер – мой корифан. Отошлет
их к такой-то матери…
-А
что надо сделать, чтобы вы работали честно? Поднять зарплату?
Приставить к контролеру другого контролера?
-Не
поможет. Сейчас мой оклад – восемьдесят “штук” “чистыми”
плюс два процента от штрафов (по квитанциям). Но получай
я даже двести – что это по нашей-то жизни? Лишние деньги
не помешают никогда. А уж насчет контролера к каждому контролеру
– это, сам понимаешь, смешно.
Граждане!
Правильно и своевременно оплачивайте свой проезд! Погашайте
талоны путем компостирования! Проездные билеты предъявляйте
окружающим вас пассажирам!