...Есть
в Москве место, знакомое всем мужчинам, - Угрешка. Городской
сборный пункт. Еще года два назад во время призывов здесь
было столпотворение: новобранцы иной раз по три дня дожидались
отправки в части. Сейчас же вся процедура редко занимает больше
трех часов, в течение которых собирается “команда”, - и посланец
из части увозит хмельных после проводов юношей служить. Кому
как повезет.
Всегда
считалось: хуже стройбата в армии ничего нет. Разве что дисбат...
Времена изменились, и стройбат в классическом своем стиле
больше не существует. Вместо него - “инженерные войска”, куда,
к примеру, входят и автобаты. Но многим ли отличается язовский
стройбат от грачевского автобата?
...Комплектация
и стройбата, и инженерных войск, ясное дело, одинакова. До
развала Союза восемьдесят процентов служилого контингента
составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Русских было
сравнительно немного. Сейчас, конечно, все не совсем так.
Последняя партия “инородцев” поступила в конце 91-го и “дембельнулась”
соответственно совсем недавно. И это вроде бы хорошо: меньше
пресловутых “землячеств” (хотя и ныне посланцы автономий кучкуются
между собой).
-
Два годика назад был кошмар. Вся эта кодла боялась только
начштаба, а так - никого, роты “хохлов” и “азеров” с заточками
шли “стенка на стенку”, - рассказывает С., сержант-сверхсрочник
одной из частей, дислоцированных в Орловской области. - Странно
только: никто из ребят не ссучился... Хотя вот был случай
два года назад. Один сбежал, дошел чуть ли не до Ельцина со
своей мамашей: дескать, “деды” его замучили. Приехала комиссия
- а что толку? Есть кодекс чести, и главное - не быть стукачом.
Потом сами же “духи” (солдаты-первогодки) его призыва, москвичи,
решили: “Если он вернется, вломим ему, чтоб на всю жизнь запомню!”.
Не вернулся. По слухам, перевели в другую часть. Но ребята
его и в Москве достанут. Вообще служить у нас - куда лучше,
чем в областном центре, к примеру: у нас скорее игра в “дедовщину”,
а там “духи” и моют, и стирают, и все прочее. “Душарам” сейчас
вообще-то труднее. Раньше, если ты русский, то “деды” тебя
погоняют после отбоя, проведут “курс молодого бойца” и спать
отпустят, чтобы заняться “тормознутыми чучмеками”. Тем еще
долго придется поползать под кроватями, поотжиматься, а не
то заведут в туалет и измочалят - (не по морде, конечно, а
то шакалы (старшие офицеры) заметят. Сейчас “чучмеков”, считай,
нет, так что... “Деды” еще помнят, как на них во время “душества”
катались... Вот и отыгрываются.
Республики
ныне - “ближнее зарубежье”, и с молодое пополнение - почти
сплошь из России. Впрочем, попадают в армию и “иностранцы”
- те, в кто не хочет участвовать в региональных войнах или
по иным причинам перебираются в Россию. Как правило, это -
молодые “бизнесмены”, которые вполне могли бы так или иначе
“избежать” службы, но считают для себя необходимым пройти
“школу жизни”. Так же, впрочем, мыслят и многие русские из
тех же социальных слоев. Часто, оказывается, старшие братья
из “крутых” почти насильно заталкивают младших в армию, чтобы
те, научившись “жизни”, вернулись “крепкими мужиками” и достойно
вошли в семейный бизнес.
В
армии они устраиваются обычно неплохо, так как почти всегда
смыкаются с “дедами” с полууголовным прошлым. В любой автобатовской
части, как правило, есть пяток уже лысеющих дядь, которые
имели неприятности с милицией на гражданке, а попав в армию,
вскоре отправляются на пару-тройку лет в дисбат, откуда и
возвращаются дослуживать в “дорожниках”. Конечно, смешно говорить
о том, что они, мол, служат. В соседнем с частью поселке у
них есть “хата” с подругами, “бухаловом” и “травкой”. Там
они и проводят основное время. В казарме они верховодят “дедами”
(вышеупомянутые “юные бизнесмены” - их золотая гвардия) и
устанавливают полутюремные порядки. Приближают они к себе
и отличившихся “духов” - музыкантов, художников или просто
хороших рассказчиков... Но упаси Бог выйти из милости повелителей
Иные
хлебные места - это связь, кухня, санчасть. Связист, повар
или санинструктор в своем закутке - царь и бог. Причем пристроиться
там можно как благодаря полученной на гражданке специальности,
так и благодаря “безрыбью”.
А.
попал в армию в 22 года: до этого три курса проучился в Московском
институте связи. Решил, что это не его стезя, стал переводиться
в другой, радиоэлектроники; тут-то военкомат его и прищучил.
Попал в автобат - и тут же уселся за штабной телефон.
-
Так служить можно! От меня зависит, сможет парень “звякнуть”
по штабному телефону домой или нет. Кто со мной будет ссориться?
- говорит он.
Кроме
того, конечно, есть и “блат”. К. пребывал в части на положении
самого жалкого “духа”. Но вот приехал его отец - военный чин.
Они с начальником штаба посидели, выпили - и на следующий
день паренька перевели в “дурбат” -караульную роту, на особых
правах. Тамошним “дедам” было строго-настрого предписано его
не трогать. “Заставите хотя бы полы мыть - пойдете таскать
кирпичи!” - пригрозил старшина. А кирпичи караульщикам таскать
неохота. Вся их работа - охранять “губу”, ловить самовольщиков
(первого года службы, разумеется). В остальное время - отдыхай.
В
чем заключается служба в этой части? Вообще-то - в “благоустройстве
дорог Орловской области”. На деле же солдаты благоустраивают
свою часть: строят новую столовую, клуб.
Вообще,
все ребята из той части, с кем я говорил, сходятся в том,
что служить стало легче, а их служба - “не служба, а халява”.
-
Какая это “дедовщина” - баловство. Вот в соседнем батальоне,
говорят, кто-то из “духов” повесился, кто-то - себя сжег.
У нас - ничего. Ну вены режут - так это дело обычное...