ПРОСТЫЕ
РОМАНТИКИ
Вокруг
этого фильма, задолго до его выхода, сложилась будоражащая,
наэлектризованная атмосфера скандала, связанная, конечно
же, с фигурой Бориса Абрамовича Березовского - вроде
как прототипа главного героя. Все отнекивания создателей
фильма, разумеется, только будоражили публику. Нет ничего
полезнее для кассовых сборов, чем скандал, - и едва
ли все заинтересованные персонажи, знающие законы паблисити
как "Отче наш" (признанный "фестивальный"
режиссер, опальный олигарх, его соратник-писатель, автор
"Большой пайки") не приложили целенаправленных
усилий к тому, чтобы этот скандал развивался.
В
принципе картина была обречена на успех даже без "жесткой
связки" с великим и ужасным Березовским. Достаточно
самого факта, что она - не просто про бандитов или про
ментов (этого добра навалом), а именно про олигархов.
Слово "олигарх" в России - сказочное, волшебное.
Кощей Бессмертный (который "над златом чахнет"),
Михаил Ходорковский. Змей Горыныч, Борис Абрамыч. Да
что там сказки! Тут бери выше: можно говорить о религии.
В самом деле: в новой русской мифологии эти таинственные
существа сродни олимпийским богам в мифологии древнегреческой.
Вот что важно: олигарх - это не человек. "Никто
его не видывал, а слышать - всякий слыхивал". Это
нечто в человеческом обличье - мистическое, всемогущее,
загадочное, страшное и в то же время привлекательное.
Романтичный и обаятельный демон, эдакий Воланд наших
дней.
Но
мантия дьявола тяжела не менее чем шапка Мономаха; и
вот Борис Абрамович то там, то здесь раздраженно говорит:
"Не надо меня демонизировать". В интервью
собственному журналу "Культ личностей" еще
пару лет назад он сравнил себя - подумать только! -
с той лирической героиней Ахмадулиной, что "плоть
от плоти сограждан усталых" и "последняя в
кассу стоит". Над этим можно было бы посмеяться
- ишь, прибедняется! - но, кажется, дело именно в смене
имиджа. Любая пиар-кампания рано или поздно выдыхается
- "ваш смокинг публике надоел!", - и образ
романтичного демона уже утомляет как означенную публику,
так и актера. Дело, разумеется, не только в усталости,
но и в насущной необходимости. Березовский-то в опале,
в изгнании. Конечно, у Лермонтова "печальный демон,
дух изгнанья, парил над грешною землей". Но Воланда
представить изгнанным невозможно. Кто это в нашем пространственно-временном
континууме настолько силен и властен, чтобы изгнать
самого Воланда? Спаситель? Тогда, развивая метафору,
получается, что Путин - это...
Нет
уж, эдакий подарок Владимиру Владимировичу делать никто
не собирается. Поэтому следует опомниться и опроститься.
Снять мистический, серо-кардинальский плащ, порядком
припылившийся, и предстать в новом, более уместном образе.
В образе Машкова например. В конце концов и Сталина
- маленького, рябого, сутулого, с усохшей рукой - тоже
играли в свое время в театре и в кино отборные красавцы:
Геловани и Дикий.
***
Заметьте,
я не знаю, насколько причастен Березовский и причастен
ли вообще к созданию фильма по книге своего бизнес-компаньона
Юлия Дубова. Но уж на месте Бориса Абрамовича я бы этот
фильм поднял на щит. Устроил бы то же самое, что Никита
Михалков - со своим "Цирюльником". Прототип
не прототип, спонсор не спонсор, - а ничего лучше фильма
Лунгина для улучшения имиджа Бориса Абрамовича, для
"харизмы" его, не придумаешь. Входило это
в намерения режиссера или нет - не суть важно. Намерения
огласил сам Лунгин, представляя картину на "Эхе
Москвы": "Я хотел показать, как борьба
за свободу, за абсолютную свободу неизбежно приводит
к конфликту с государством, и в этой борьбе с государством
и та, и другая стороны превращаются в определенных чудовищ"
- и добавил, что отчасти этот фильм - "о том, как извели
олигархов".
Итак,
олигархи - это борцы за свободу. Этих борцов за свободу
извели. (Стало быть, они уязвимы, не всесильны.) Извело
их государство. То самое - темное, безликое, страшное,
салтыково-щедринское, солженицынское - российское государство.
Проблема противостояния олигархов и власти вписывается
таким образом в старую добрую традицию российского диссидентства.
Само название литературного первоисточника фильма -
"Большая пайка" - есть сознательная отсылка
к Солженицыну, к его знаменитому постулату: "в
лагере губит не маленькая пайка, а большая". Символично,
что "Олигарх" вышел в России на видео (пришел
таким образом к массовому зрителю) именно во дни 40-летнего
юбилея публикации в "Новом мире" повести "Один
день Ивана Денисовича". Логический ряд прост: Россия
- все еще ГУЛАГ, в котором преступная власть изводит
инакомыслящих. Всякая там экономика, разумеется, никакого
касательства к делу не имеет - это все придирки. Ну,
например, как в 30-х обвиняли невинных людей во вредительстве
и шпионаже.
***
В
предыдущем лунгинском фильме - гениальной "Свадьбе",
не вполне оцененной, на мой взгляд, - "ударник
капиталистического труда" малосимпатичен. Главный
герой в "Свадьбе", рабочий паренек в отличном
исполнении Марата Башарова, - персонаж положительный
и страдательный. В "Олигархе", где играет
половина "свадебной" труппы, акценты зеркально
смещены. Главный герой также персонаж положительный
и страдательный, но это как раз "ударник".
Его притеснители - государственные чиновники: злобные,
подлые, продажные. Рабочие пареньки фигурируют кое-где
в массовке - например, в эпизодах предвыборной кампании
идиота-губернатора, - но это просто серая скотинка,
которой надо врать с три короба, дабы она не мешала
"ударникам" .
После
"Свадьбы", как отмечали многие критики, ждешь
такой же "правды жизни". Этого в "Олигархе"
нет. Претензии не касаются чисто технической стороны
фильма: как и в "Свадьбе", приятно смотреть
качественную, яркую, динамичную "картинку".
Но все персонажи - плакатны, одномерны, как в индийском
кино, а перипетии сюжета, включая сложные бизнес-отношения,
адаптированы "для самых маленьких". То же
самое - с внешним антуражем: слишком уж обшарпанна квартира
честного следователя, слишком старомодно-роскошны апартаменты
олигарха, с плюшевыми креслами и позолотой, зато олигархический
телеканал "ИнфоТВ" по своему оформлению тянет
максимум на районную кабельную студию. Все дело в том,
что фильм - как всякая агитпроповская продукция - предельно
упрощен и стилизован, чтобы "простому человеку"
было "все понятно" и чтобы ход мысли этого
самого "простого человека" был направлен в
необходимое авторам русло.
И
то сказать: этот самый "человек" недостаточно
образован, чтобы понимать механизмы экономических махинаций,
с помощью которых олигархи сколотили свои капиталы,
- а если бы понимал, то восхищаться "борцами за
свободу" не стал бы. Поэтому вместо "правды
жизни" вообще и "правды российского бизнеса"
в частности режиссер предлагает набор эффектных праздничных
картинок. Как в цирке: оп-ля! - и на зрителей проливается
фальшивый золотой дождь. Да-да, тут опять не обойтись
без булгаковских реминисценций: "сеанс магии с
последующим разоблачением". Разоблачения в фильме,
конечно, не последует.
***
Главному
герою. Платону, принадлежит компания "Инфокар"
(аллюзия с АО "ЛогоВАЗ" совершенно прозрачна).
У "Инфокара", а стало быть, у Платона есть
свой телеканал - "ИнфоТВ" (ОРТ, НТВ, ТВ-6).
Все это у главного героя хотят оттяпать, прикрываясь
демагогией об "ограбленном народе", мерзавцы-госчиновники.
В процессе оттяпывания офис "Инфокара" захватывает
ОМОН, а главного героя взрывают (вроде бы). Это начало
фильма.
Правда-матка
всплывает в ходе расследования, которое проводит хороший
следователь Шмаков, с добрым лицом пьянчужки-начальника
из "Агента национальной безопасности" (Андрей
Краско). Ему ставит палки в колеса плохой следователь
- жирный, слащавый, противный, чем-то напоминающий короля
Йагупопа Тринадцатого из сказки Роу "Королевство
кривых зеркал" (хорошо потрудились над Маратом
Башаровым). В конце концов хороший следователь набьет
плохому морду.
Но
это персонажи обрамляющие. Софиты направлены на главного
героя, Платона. Знайте, каким он парнем был. А был он
простым романтиком, тем самым, любить которых призывали
романтичные авторские песни 60-70-х. Типичные авторы
и слушатели этих самых песен так вот и выглядели: младшие
научные сотрудники, бодрые обаятельные сангвиники в
свитерах-водолазках. Платон был экономистом. В свободное
от научной работы время пел упомянутые песни, пил водку
из горла и трахался. В научной работе ему ставил палки
в колеса некий профессор Корецкий - ревностный защитник
марксизма-ленинизма, главный злодей фильма; при демократах
он быстро перекрасится и продолжит гнобить Платона.
Что ж, Платон за это соблазнит жену Корецкого (Мария
Миронова): такая маленькая месть энергичного свободолюбивого
интеллектуала. Самые откровенные съемки актрисы, практически
софт-порно... но тут начинается перестройка, ускорение,
наш герой тоже перестраивается-ускоряется, бросает науку
и уходит в бизнес: писать диссертации богатым недорослям
и спекулировать шмотками.
И
здесь-то у авторов начинаются, так сказать, технические
сложности. Надо проплыть между Сциллой сочувствия к
главному герою и Харибдой всей мерзости эпохи "первоначального
накопления". Лунгин достойно вышел из этой ситуации.
Всю "грязную работу" за Платона и его сотоварищей,
таких же романтиков из НИИ, делает некий грузинский
авторитет Лари, который вообще-то сбоку припека - "сам
пришел". Лари и станет главным двигателем бизнеса
этой бригады, или, выражаясь корректней, творческого
содружества старых друзей-однокашников. Это он будет
улаживать все темные дела, якшаться с ворами в законе
(традиционная роль Владимира Головина), придумывать
забавные аферы вроде обмена веников на машины... Фигура
Лари, подлинно "олигархическая" и "демоническая",
кстати, полностью затмевает главного героя как бизнесмена.
Платон вообще ни при чем: он интеллектуал, он придумывает
всякие остроумные способы обогащения. Жульничество,
но какое веселое! "Разбор моих грехов оставьте
до поры - вы оцените красоту игры". Игра, клуб
веселых и находчивых, студенческий КВН! Вот фокус с
монеткой: "Представим себе, ребята, что каждый
из нас должен друг другу по рублю..." Айн, цвей,
дрей - и вот Платон уже катается на персональном слонике
по персональному поместью, и его чествуют цыганский
хор, Вилли Токарев и Лион Измайлов.
Конечно,
не то чтобы совсем обошлось без криминала. На кавээновцев
наезжают мелкие рэкетиры... но с этим сбродом быстренько
разобрался всемогущий Лари: не фига отвлекать зрителя
от основополагающей идеи. Главные бандиты в этой стране,
напомним, - государственные чиновники. Друг и соратник
смотрит на Платона полными слез глазами: "Они подняли
пошлины на 150 процентов!" - говорит он, рыдая.
Да, богатые тоже плачут.
Чиновник
Корецкий в исполнении Александра Балуева - картинный
мерзавец. Морда кирпичом, холодные арийские глаза...
Мрачный злодей из комикса - или, если угодно, персонаж
того же Балуева из фильма "В августе 44-го",
пересаженный в кресло оч-чень высокопоставленного российского
бюрократа. Лицемер, взяточник, подонок. Его монологи
об олигархах, сосущих народную кровушку, достойны какого-нибудь
рашен террориста-коммуниста из голливудского фильма.
И что он так надрывается? Платон народной кровушки не
сосет - он фокусы с монетками показывает и на том живет.
Это
все долбаные государственные чиновники: они толкают
романтиков на криминал, например на сделку с "левым"
афганским фондом. Фонд возглавляет полковник Беленький
(Владимир Стеклов). Он оказывается, впрочем, хорошим
задушевным мужиком - и как же злодейски убьют его люди
Корецкого! Они подло подкинут ему на капот "Мерседеса"
котенка, Беленький выйдет его погладить, а его... того.
И сжимаются кулаки в праведном гневе, и хочется, как
тому Маяковскому, "по Кремлю бомбами метать - долой!"
Но тверды шаги Дзержинского-Корецкого у гроба. Это он
- "серый кардинал", а Платон - никакой не
кардинал. Он жертва. Корецкий вымогает у него взятку
в десять миллионов у.е., вручает бедному Платону мобильник-передатчик,
чтобы всегда знать его местоположение, держать, как
собачку на поводке. Мобильник будет героически выброшен.
Корецкий этого не простит.
Чтобы
взломать смертоносную государственную систему изнутри,
Платон решает поставить на царство в России "своего"
человека, и находит где-то в Сибири подходящую кандидатуру
- губернатора, полнейшего придурка и популиста, по сравнению
с которым Жириновский - забитый ботаник, Акакий Акакиевич.
Для ведения предвыборной кампании и вообще влияния на
массы олигарх и покупает канал "ИнфоТВ". Но
вдруг - швах! - как-то за рюмкой водки Платон позволяет
себе насмехаться над интеллектом своей марионетки; губернатор
возмущается, обещает стереть своего спонсора в порошок
и моментально переметывается на сторону - кого? - правильно,
злодейского Корецкого.
В
голливудских фильмах главных злодеев тоже, как правило,
двое. Корецкий - зло мускулистое, умное, жестокое. Губернатор
- зло изворотливое, туповатое, подлое. В общем, тандем
тигра и шакала из "Маугли". Они хотят съесть
человеческого детеныша - Платошу. Фиг вам. (Забегая
вперед, скажу: Платошу спасет любовь.)
Вопрос
из зала: почему же Платон выбрал в качестве "своего"
кандидата в президенты такого мерзавца и дурака, а не
кого-нибудь получше? Режиссер на этой проблеме не останавливается.
Потому что ответ только один: таково мнение олигарха
о народе "этой страны", который, мол, ничего
лучшего не заслуживает. Но это разрушает светлый романтический
образ главного героя. Так что - забудь об этом, зритель,
и вперед! Смотри, как парочка гнусных злодеев получит-таки
по заслугам.
***
На
излете фильма - символическая сцена. Платон пьет водку
на "своей" могиле, под своим же траурным портретом.
Подъезжают менты (государство) и избивают его - "за
то, что похож". (Кстати, в сквозной ненависти Лунгина
к отечественным ментам - см., например, ту же "Свадьбу"
- чувствуется характер старого советского неформала.)
Окровавленный, но не сломленный, главный герой не бежит
за границу, но едет в Москву - дать "последний
и решительный бой". Занавес.
***
Романтический
герой-бандит - далеко не новость. Во всей мировой культуре
- сплошь благородные робин гуды, убивающие сугубо по
необходимости, на лицо ужасные, добрые внутри; впрочем,
зачастую и на лицо прекрасные. Новый расейский подвид
героя-бандита - стало быть, герой-олигарх. Если уж мы
начали с "Ивана Денисовича", то вспомним и
"Архипелаг ГУЛАГ", подходящую цитату из главы
"Социально-близкие" (т.е. блатные, бандиты):
"Эй,
довольно лгать, продажные перья! Вы, наблюдавшие блатарей
через перила парохода да через стол следователя! Вы,
никогда не встречавшиеся с блатными в вашей беззащитности!
Урки - не Робины Гуды! Когда нужно воровать у доходяг
- они воруют у доходяг. Когда нужно с замерзающего снять
последние портянки - они не брезгуют и ими. Их великий
лозунг - "умри ты сегодня, а я завтра!"
Урки
не Робины, и олигархи - не Гуды. Это они, получив за
бесценок госсобственность в свои руки, решили, что удобней
ее разворовать, чем поднимать. Придумать хитроумно-остроумные
и остроумно-хитроумные схемы этого разворовывания у
них таланта хватило. Придумать столь же успешную схему
производства - нет. Остапов Бендеров среди них сколько
угодно. Генри Фордов и Биллов Гейтсов - днем с огнем
не сыщешь. Менять веники на автомобили они научились.
Делать хорошие автомобили - нет.
На
излете 90-х одни "романтики" проиграли другим,
более хитрым и зубастым, которые посадили на трон полковника
КГБ. С естественным презрением служаки к слабакам и
жуликам Путин стал выпихивать проигравших из власти
и страны. Ах, смотрите, что эта проклятая власть делает
с честными предпринимателями!..
Не,
ребята. Вы сделали все для того, чтобы в "этой
стране" была именно такая власть. Так что это ваша
власть. Что, "вор у вора дубинку украл?" Так
разбирайтесь со своими дубинками сами.
***
Вообще-то
хорошо было бы, чтобы кино было отдельно, а жизнь -
отдельно. Как принято писать в конце финальных титров
в Голливуде, "сюжет и персонажи фильма являются
вымышленными. Всякое совпадение с реальными событиями
и реальными лицами, живыми или умершими, является непреднамеренным
и случайным". Когда-нибудь и в России будет так,
и при просмотре очередного боевичка или триллера, или
вот психологической драмы зритель не будет предаваться
политическим реминисценциям. Будет получать удовольствие,
слушать "Долби Сурраунд", тискать кто там
под рукой и грызть попкорн и хлебать кока-колу. Его
ждет красивая машина, красивый домик, красивый офис,
налаженная жизнь, к которой экранные герои и монстры
не имеют ни малейшего отношения.
А
пока в России все не так. И Путин, как писали в прессе,
отказался на досуге смотреть "Олигарха".