СКОКА
ВЕШАТЬ?
4 октября 2002 года
Все.
Передохнем (ударение на последний слог). Теперь до самого Хеппи
Нью Еара - тишина. Нет, не гробовая. С перерывом на День примирения
и согласия кого-то с кем-то - никто не знает с кем, но это неважно.
Выпить-закусить, в пьяном виде пофорсить (цитирую одну из революционных
песен, кстати) всегда можно - на наш век дней взятия всяких-разных
Бастилий с Зимними хватит.
Но
по гамбургскому счету все праздники и юбилеи в этом году закруглились.
Финита. Одним из этих прошедших надысь юбилеев - из таких, которые
можно назвать праздником (а это, ох, не одно и то же) - оказался
день рождения вашего покорного слуги.
С
некоторых пор, а точнее, с 99-го года, мой день рожденья (праздник,
сами знаете, детства, и никуда от него не деться), получил нежданную
и неприятную прелюдию - в виде более или менее масштабных трагедий:
взрыв, огонь, пожар, горелое мясо. В 99-м были взрывы домов
в Москве, и страх за собственный дом, и поиски террористов по
чердакам и подвалам. 2000-й был в этом плане более спокойным
- хотя это и кощунственно звучит, но и лодка, и башня были сгублены
чуть раньше, еще в августе. И вот в 2001-м, прямо накануне,
- да, 11 сентября, да, уничтожение нью-йоркского ВТЦ.
В
отличие от многих, я не стал удивляться, что на фоне какого-то
навороченного боевика с суперспецэффектами идут какие-то титры,
тревожными голосами говорят вроде как реальные дикторы, - отчасти,
может, потому, что, опять-таки в отличие от нормальных русских
интеллигентов, я не имею ничего против навороченных боевиков
с суперспецэффектами. Вообще я был в тот момент занят другим.
Каждый может думать, чем именно. Скорей всего, окажется прав.
Но это к слову. Отвлекли. Позвали из кухни:
-
Смотри-смотри, что делается...
На
экране дымились здания, знакомые каждому. Ничего себе...
-
Их уже нет, - драматически сообщил друг, застигнутый на кухне
телепередачей. - Это запись. Они обрушились - оба - несколько
минут назад.
Я
не поверил. Казалось, что-что, а символ Нью-Йорка, стократ воспроизведенный
на бумаге, кинопленке и прочих средствах человеческого самосбережения,
должен устоять во всех мировых катаклизмах. Тем более что катаклизмы
эти случаются, как писал по сходному поводу Набоков, "в
каких-то получеловеческих ханствах и мандаринствах". В
России например. Но уж точно не там.
Друг
уже звонил жене по мобильнику:
-
Вот помнишь фильм "Кинг-Конг", там такие две башни...
Так вот, их больше нет.
Верно:
их больше нет. И значит, ничего незыблемого не осталось. А ведь
говорили верующие и философы - который век талдычат нам, грешным:
ничто не вечно под Луной, все бренно, все прах и суета. Еще
раз доказано, хотя в доказательствах не нуждается. И если завтра
сгорит Белый дом, Кремль или Тадж-Махал, в этом не будет ничего
особенного. Буддийские монахи десятилетиями собирают прекрасные
картины из разноцветных песчинок, а потом дуют на них. Dust
to dust. Ashes to ashes.
Но
чтобы напомнить об этом тем, кто не монах, кто пепси выбрал,
хороши радикальные средства. "Человек живет мерой, воображением,
- писал Иван Бунин по поводу русской революции (куда ж мы без
нее? кто мы без нее?), - перешагни же меру... "Как? Семь
повешенных?!" - "Нет, милый, не семь, а семьсот!"
Вот и перешагнули - товарищи мусульмане или кто там. Чему дальше-то
удивляться?
-
Скока вешать?
- А к чему такая точность?
Вид
у продавца из рекламного ролика, надо признать, вполне нацистский,
и бляху он начищает такую, что издали сойдет за эсэсовскую.
Действительно, к чему такая точность?..
Сперва
говорили, что в небоскребах, самолетах, Пентагоне... - погибло
тысяч эдак сорок. Потом - что двадцать. Ну, может быть, десять.
В итоге оказалось, что две с половиной. Кто успел, тот отбежал.
Можно вздохнуть с облегчением, не так ли?
В
общем, товарищи убийцы через средства масс-медиа напоминают
нам о том, что смерть - насильственная, естественная, да какая
угодно - есть нечто нормальное, само собой разумеющееся. По
этому поводу все радетели за доброе и светлое уже возмущались.
Какие мерзкие, агрессивно-бездуховные СМИ, ну и так далее.
Хотя, если разобраться, это просто реалистичный и здоровый подход
к смерти, последний раз бытовавший в массах, ну, разве что в
средние века. Тогда, конечно, никто не мог спеть любимую песенку
нынешних чеченских боевиков - "я всегда с собой беру видеокамеру",
- зато казни были публичными, трупы и головы казненных выставлялись
на всеобщее обозрение. Кстати, людей тогда пытали и сжигали
ведь тоже не просто так, не от большого садизма, - а чтобы те
через муки очистились от грехов и достойно предстали перед Господом.
Муки земные избавляли от мук потусторонних. Это ли не милосердие!
Правда, людей признавали грешниками и подвергали очищению не
Бог, а другие люди - так же писающие, какающие и блудящие.
С
тех пор-то нам и стремно слушать всяких воспитателей. Говорят
сладко и правильно, и все больше о духовности, и вообще "даю
установку на добро-о!!!" (и пальцы врастопырку во весь
экран), а потом - известно, чем борьба за добро кончается:
-
Скока вешать?
- Да какая разница, в натуре...
И
еще хорош, в порядке приучения, воспитания и так далее, метод
контраста. Хороший следователь - плохой следователь. Смена настроений
- знак полноценной личности. Только дебилы пребывают всегда
в статичном каком-то состоянии: или улыбка до ушей, или слюни
до пола. Не-е. Время выздоравливать. Вот попечалился, поужасался
накануне, а в нашем кинотеатре вместо ужастика - уже комедия,
романтическая мелодрама и эротика. День рождения там или какой
общественный праздник.
И
от перепадов эдаких - по коже холодок, не такой уж неприятный.
Пир во время чумы? Ага. Что там по этому поводу сказано у Пушкина?
Ну да, правильно. Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю.
Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы
наслажденья, бессмертья, может быть, залог. И счастлив тот...
ну и так далее. Поэтому вкусен ужин в Ля-Рошели или шампанское
во время затяжного прыжка, или вот дни рождения после годовщины
массовой мясорубки. И в кинотеатры мы на ужастики ходим, чтобы
девушки к нам плотнее прижимались. У-ух!.. Еще можно играть
в удушилочку и поскакалочку (правила игры - в "Кыси"
Татьяны Никитишны Толстой). Получать удовольствие, в общем.
Из
всего этого следует, например, что дым отечества (а отечество
основательно заволокло) нам должен быть сладок и приятен. Пардон,
еще одна цитата. Ну и ладно. Телевидение вон круглосуточно цитирует
само себя, показывая нам в праздники и юбилеи адреналиновые
повторы эксклюзивного, эксклюзивные повторы эксклюзивного адреналина.
Впрочем,
все это, повторяю, уже отшумело. Дым отечества глаза не выест,
а, даст Бог, скоро развеется, прибьется к земле осенними ливнями.
И взрывать что-то столь же эффектно, как год назад, на планете
больше нечего. Ну, есть еще близнецы-небоскребы, самые высокие
в мире, в Куала-Лумпуре, Малайзия, - но кому они нужны? где
та Малайзия, зачем она вообще? кроссовки фальшивые делать?..
Не то, все не то. И вообще - эффект оригинальности утерян. Вторая
часть блокбастера, как правило, собирает меньше денег.
И
только по телевизору все долбасит реклама мобильного тарифа
- то ли "Активный", то ли "Пассивный", то
ли "Противный", черт их разберет:
- Скока вешать?
Впрочем,
я подключен к другой компании. Пойду искать по свету, где оскорбленному
есть чувству уголок. Четвертый десяток уже, итить.
А
к чему такая точность?..