ДЫМ
ОТЕЧЕСТВА?
4 сентября 2002 года
Ну
вот и все. Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела, оглянуться
не успела, ну и так далее. Можно, конечно, вспомнить об объедках,
обмылках, обносках жарко-любовно-пляжно-отпускной поры - бабье
лето, бархатный сезон, а вот на Канарах и вовсе солнце 340,
что ли, дней в году, не говоря уже о Южном полушарии, где все
наоборот, - но факт остается фактом. Лето кончилось, дамы и
господа, и с этим ничего не поделаешь.
Где как, а вот в Москве этот факт отмечали грандиозным праздником.
Это правильно: проводить День города именно в это время, дабы
смягчить грусть расставания, забить ее пьянками, гулянками,
фейерверками. "И не стучись, и не ломись ко мне, ос-сень! Желта-а-рыжая
та-аска, хол-лода..." И я там был, мед-пиво пил, по усам текло,
кое-что и в рот попало. Милиция стремилась, чтобы в рот не попало
ничего лишнего. Оцепления, кордоны, каски, автоматы, дабы не
перепились, не подрались... В первый день праздника, он же последний
день лета, разрешали пить пиво в банках и ни-ни - в бутылках.
На второй день, в связи с тем, что накануне какой-то отмороженный
молодняк проявил-таки себя у метро "Университет" - и была драка,
и кого-то зарезали, - влиться в радостную толпу не дозволялось
уже ни с каким алкоголем. Но наш многоопытный народ выдерживал
и не такие испытания. Пиво стало дефицитом, запретным и сладким
плодом, и закаленные советским временем бабушки утоляли жажду
страждущих из-под полы, а точнее, из больших клеенчатых сумок,
с минимальной наценкой. Дай им Бог здоровья.
Было
многолюдно, весело, шумно и так далее. Заключительным аккордом
праздника стал грандиозный, просто космический фейерверк на
Воробьевых горах, и если вы были в то время на смотровой площадке,
то понимаете, о чем я говорю. Обалденное зрелище на фоне ночной
Москвы, достойное голливудского какого-нибудь блокбастера (искры
и сполохи над головами, лучи прожекторов, огромный город внизу,
страстный поцелуй двух героев, аплодисменты в зале).
До этого тут же, на площади перед МГУ, был концерт "Мумий Тролля",
который мы уже не застали, заявившись на место действия эдак
в десятом часу. По пути на площадь, навстречу нам, уже валили
усталые и довольные, кто-то пел, кто-то дудел в плассмассовые
пищалки, кто-то бодро матерился, кто-то кричал, воплощая старинные
банальные чувства русского провинциала: "Москва, отсоси у России",
- не кричал даже, а выстанывал, самозабвенно, до изнеможения,
с надрывом, - но его никто не слушал, настолько этот стон был
органичным в общем звуковом потоке. Площадь, откуда все эти
удовлетворенные и схлынули, уже представляла собой "пейзаж после
битвы". Чернела в углу пустая сцена, по земле, траве и асфальту
были равномерно и живописно раскиданы банки-бумажки-бутылки,
вдоль дороги стояла вереница черных крытых грузовиков, несколько
рот омоновцев в полном боевом снаряжении, звеня и грохоча, маршировали
и строились, и над всем этим величаво, как принято было писать
в старину, высился громадный сталинский МГУ, со всеми своими
стильно подсвеченными башенками и статуями. В общем, готовая
декорация для грандиозного боевика о несветлом будущем. Картину
дополняло байк-шоу, с колоритными мужиками в кожанах и вылизанными
до выставочного состояния супермотоциклами.
И
за всем этим, чуть подальше, - обрыв, смотровая площадка, весь
любимый город в синей дымке тает, и вот - загремело и ахнуло,
и рассыпалось над головами... Красотища. Или, как предлагает
неопытный (или очень остроумный) электронный словарь, "красот
ища". Да, все мы их ищем. И находим, как ни странно.
В общем, праздник удался. Он более-менее подробно освещался
по московскому каналу ТВЦ. Что же касается журналистов других
каналов, то они, может, и рады бы показать всю эту красоту -
но среди их руководства, как известно, уже давно модно не любить
Лужка... или немодно любить Лужка... - в общем, понятно, что
кроме вышеупомянутой локальной драки они ничего не показали.
Особливо отличился дециметровый канал РенТВ, посвятивший московскому
Дню примерно полминуты: комментарий вроде "Лужков доволен Днем
города, однако...", таблица количества отловленных пьяниц-правонарушителей
на фоне играющих на зеленой травке детей, - а потом, куда более
подробно, про какой-то корпоративный праздник кришнаитов. Что
тут скажешь? Поневоле полюбишь Лужка. Даже Церетели простишь.
После
праздника, на следующий день, Москву опять затянуло пресловутым
торфяным смогом. Тридцать лет назад было то же самое, только
еще хуже. Преемственность времен, связь поколений. Другой пример
такой преемственности и связи получше будет: тридцать лет назад
прогремела легендарная хоккейная суперсерия СССР-Канада, где
мы, хоть в итоге и проиграли, показали-таки капиталистам кузькину
мать.
Перипетии
той давней и вроде бы узкоспортивной истории до сих пор пускают
бодрый холодок по спине, и будь у нас развитый, как в Америке,
кинобизнес, она давно бы стала сюжетом мегабюджетного эпически-патриотического
блокбастера, т.н. байопика. Вот вам споры в ЦК КПСС, в этих
громадных мрачных кабинетах с портретами Ленина в золоченых
рамах - разрешать игры или не разрешать, - колоритные фигуры
спорщиков: Суслова, этого Дарта Вейдера от коммунизма, и Александра
Яковлева, неуязвимого толстячка с развевающимися бровками, будущего
"прораба перестройки" и так далее (он тогда курировал в том
числе и спорт). С другой стороны, или, как выражались в те времена,
по ту сторону (как если бы речь шла о преисподней) - капиталисты,
магнаты, бонзы, истерика вражьих газет и голосов в духе "раздолбаем
этих кагебешных русских со счетом пятнадцать, нет, двадцать-ноль".
Выставили
против русской команды отборных монстров НХЛ. Косые взгляды
в адрес наших ясноглазых героев. Ухмылки. Где-то рядом - подспудные
происки ЦРУ. Спор Озерова с надменным канадским журналистом
на ящик коньяку, что русские победят (наутро после победы ящик
стоял у дверей озеровского номера). Перелом в настроении канадцев-болельщиков
и спортсменов - проняло их, наперекор злобствующей антисоветской
пропаганде.
И
вот канадский нападающий, весь в поту, как если бы его окатили
из ведра, после разгромного матча говорит злые слова о предательстве
соотечественников. Вот канадский вратарь-ветеран тайно приходит
в советскую раздевалку, рассказывает Третьяку (как злорадно
вражьи газеты захлебывались в призывах "разорвать" хрупкого
русского мальчишку!) приемы нападения форвардов-соотечественников.
И наши - победили. Наперекор всему. Потом проиграли - но достойно,
так, что это как бы и не считается. А по духу - we are champions.
На том стояла и стоять будет земля Русская!
И
конечно, конечно, начинался бы фильм так: русские мальчики -
будущие великие хоккеисты, надравшие задницу холеным энхаэловцам,
- в заплатанных тулупчиках гоняют шайбу по льду сибирской реки,
самодельными клюшками, на коньках, прикрученных веревочками
к валенкам, - и вот их восхождение...
Сто
пудов: наш синематограф таким классным материалом не воспользуется.
По крайней мере - не сейчас. Это ж масскульт, позорный жанр,
ноль интеллекта и ноль арт-хауса. Не Вова Сорокин, чай. А жаль.
Что ж, довольствуемся американской продукцией: про негра, которому
никак не давали стать водолазом, про мифических перл-харборских
асов...
Это
я к чему? К тому, что это на Западе все необходимое для душевной
услады и пробужденья чувств-с предоставляется населению на блюдечке
и в коммерчески приятной упаковке. Поскольку наш озабоченный
собой шоу-бизнес, ангажированное телевидение и так далее нам
в этом не помощники - надо самим, лично, запечатлевать все краски
мира, сохранять, оценивать и наслаждаться. Сам себе режиссер.
"Я всегда с собой беру видеокамеру". Правильно. По крайней мере,
хард-диск персонального головного мозга.
Оно,
может, и к лучшему. Развивает память, воображение и ценные душевные
свойства.
И
этот праздник, и дым Отечества, и дымка, и кто-то вот первый
раз в школу пошел, - "эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать".
И дым Отечества нам будет сладок и приятен. Аминь.