"ДЕВЯТАЯ
РОТА"
Фильм "Девятая
рота" был так разрекламирован, что многие из моих знакомых
уже не хотели его смотреть. Знамо дело: обожглись на "Турецком
гамбите", скажем. Через месяц после того, как он вышел
на дисках, о нем забыли. Все, нет такого фильма. А шуму было
много. Реклама - двигатель торговли.
Не буду говорить про "Ночной дозор", который так же
усердно в свое время рекламировался. Фильм скорее понравился
мне, чем не понравился. При всех своих недостатках это шаг в
правильном направлении: соединить голливудские технологии с
русской ментальностью. С тем, что называют "загадочной
русской душой". Что-то получилось у режиссера Тимура Бекмамбетова,
что-то нет. Но в фильме "Ночной дозор" есть то, что
я называю "внутренней накачкой". То самое, что может
пустить зрителю мурашки по спине. Я не эффект ужастика, не испуг
имею в виду. Я о том же чувстве, которое имел в виду Набоков,
который написал однажды, что главный инструмент для восприятия
поэзии находится между лопаток читателя.
Соединить голливудские технологии с "загадочной русской
душой"…
Полагаю, что если у нас получится - мы Голливуд "вынесем".
К сожалению, современные режиссеры наши озабочены больше карманом.
Отбить бюджет. Снять не фильм, в котором выразить себя как творца,
а проект. С единственной целью: доказать, что мы "тоже
могем". Господи, какое же выходит из этого убожество. Какая
белиберда. Какой кинематографический курьез. Не один, есть уже
несколько фильмов этого рода.
Оба "Антикиллера". "Побег". "Личный
номер". "Зеркальные войны". "Мужской сезон
- бархатная революция".
Что это? О чем это? Где происходит действие этих картин?
Номинально - в России. Но русского там только имена, да и то
не все. Режиссеры старательно копировали американские боевики
про Россию, со всей развесистой клюквой, аккуратненько. Единственный
недосмотр - надписи на русском, встречающиеся в кадре, без грамматических
ошибок. Зря. В диалогах вот все уже нормально: деревянные, среднестатистические,
киношные, американские. В "картинке" - тоже. Могем!
Монтаж ради монтажа. Мельтешение ради мельтешения. И действие
в русской Америке, американской России. В Раше. В Русландии.
На планете нет такой страны, но в кино - вот она.
Тут вне конкуренции - "Мужской сезон" от Олега Степченко.
Смотреть невозможно физически. Меня хватило на двадцать минут.
Для кого все это снято - неизвестно. Для американского, для
западного зрителя? Зачем ему плохое подражание, когда оригинал
под рукой. Для русского? Что ж, знаю, уже подросло поколение
завсегдатаев ночных клубов, которому такое кино близко. Наверное.
Но ведь "страшно узок круг этих революционеров, страшно
далеки они от народа". И не в плане элитарности, о нет.
Можно это назвать отмороженностью. А лучше никак не называть.
Из всего вышесказанного ясно, что от "блокбастера"
"9 рота" ничего хорошего мне ждать не приходилось.
Слишком бурно рекламировали. Слишком специфичен образ режиссера
- гламурного метросексуала Федора Бондарчука.
А оказалось, что… Правильный фильм, правильный шаг в том направлении,
которое мне представляется единственно правильным для нашего
кино. Возьмите у Голливуда технологии, спецэффекты, культуру
съемок, внимание к визуальной стороне фильма - все остальное
же оставьте наше. Наше!
И у Бондарчука, сына своего отца, многое получилось.
Многие из моих знакомых женского пола фильм до конца досмотреть
не смогли. "Все орут, все неврастеники, жестокость…"
Ну да. Потому что правда. Армия вот такая. Война вот такая.
Еще до просмотра я прочитал рецензию уважаемого мной Гоблина:
"Фильм построен по характерному для западного военного
кино стандарту: призыв, обучение, первый бой и всё такое. Всё
это мы видели в "Цельнометаллической оболочке", "Взводе"
и пр. Разница в том, что новый фильм Бондарчука рассказывает
о якобы реальных солдатах девятой роты 345 отдельного парашютно-десантного
полка, охватывая период от момента призыва до боя на высоте
3234. Начинается всё отлично. Добротная картинка, практически
полное правдоподобие происходящего. Радует глаз тщательность
подхода к воссозданию атмосферы тех лет: призывники в "олимпиечках",
советские шмотки, сумки, личные вещи и даже казарма - вполне
аутентичны. Интересная операторская работа, актёры стараются.
Местами - просто душещипательно.
Отношения между товарищами по службе - как будто снова в казарму
попал. Воспитательные приёмы прапора - достаточно правдоподобные.
Озверение в ходе воспитательного процесса - должного накала.
И, самое главное, по ходу дела никто не морализирует на тему
"как же тут над нами издеваются". Из детей делают
солдат.
Режиссёр Бондарчук чуть ли не первый из отечественных режиссёров
перед съёмками удосужился посмотреть не "Сталкера"
Тарковского, а упомянутые выше голливудские фильмы про войну:
"Взвод" и "Цельнометаллическую оболочку"
в правильном переводе. И это пошло строго на пользу фильму.
Ничего, что сюжетная линия составлена как из кирпичей. Ничего,
что актёр Пореченков значительно менее колоритен, чем настоящий
сержант Хартман. Ничего, что режиссёр Оливер Стоун чувствовал
ситуацию несколько глубже и нашёл для героев слова поточнее.
У нас-то по данной теме вообще практически ничего нет.
Актёры подобраны неплохо. Хотя чего там подбирать? Везде одни
и те же лица - что в телевизоре, что в кино. Кроме уже отлично
зарекомендовавшего себя в художественном фильма "Война"
Алексея Чадова неплохо выступили Артур Смольянинов и Иван Кокорин.
Ветераны в лице Серебрякова, Лыкова, Краско и Говорухина не
подкачали. И даже сам Бондарчук отторжения в роли Хохла не вызвал.
Решительно не понравилось одно: попытка изобразить из прапорщика
Дыгало психа. Получилось крайне некрасиво и недостоверно. Военные
психи - они не визжат, они всё больше действуют, то есть бьют.
И выглядит это не как нервический припадок, а страшно".
Я процитировал фрагмент рецензии, с которым полностью согласен.
А вот следующий абзац:
"Подивил сексуальный эпизод со шлюхой по кличке Белоснежка.
На ум сразу пришёл "Турецкий гамбит" с пещерными пидорами.
Но шлюха Белоснежка оказалась женского пола, так что на этот
раз тема поголовной педерастии в русской армии осталась нераскрыта.
Сценой группового секса режиссёр, надо понимать, добавил в фильм
тему любви. Ну что ж, понимание того, что такое любовь - оно
строго индивидуальное. У режиссёра Бондарчука - вот такое. Стало
понятно, о чём слоган "они хотели, чтобы их любили".
От себя замечу: огуливать одно животное повзводно - даже в армии
желающих немного".
Так и не понял, при чем здесь "пещерные пидоры" из
"Турецкого гамбита". Действительно, зачем в "Гамбите"
выбросили гомосексуальную линию, связанную с Казанзаки - просто
не захотелось марать актера Гуськова, что ли, - и вставили (по
принципу "не пропадать же добру"?) невнятный эпизод
в пещере - непонятно. Но какая связь между "9 ротой"?
По-моему, никакой, ни даже намеков, которые способны толкнуть
мысль в этом именно направлении. Но вот у Гоблина - толкнулось.
Ладно.
По моему скромному мнению, так ехидно воспринятый Гоблином эпизод
- едва ли не кульминация фильма. Да-да, еще до отправки героев
в Афган. Да-да, со шлюхой. Когда один из солдат, по прозвищу
Джоконда, шепчет ей: "Вы красивы"… И все, что происходит
дальше. Когда ребята поднимают Белоснежку на руках. Сильнейшая
сцена с сильнейшим подтекстом. Но… Кто-то воспримет ее так,
как Гоблин. В каждой избушке свои погремушки. "Животное
поротно". Ладно. Я продолжу цитирование в общем симпатичной
рецензии Гоблина:
"Вторая половина составленного из сюжетных кирпичей
фильма - про войну. Когда самолёт из Ферганы стартовал в Баграм
- сильно удивился тщательности подготовки создателей фильма.
Когда показали заставу Анава - упал со стула. Когда поднимался
- понял, что сценарий писал человек служивший. Что, само собой,
никак не повлияло на действия режиссёра, о чём скажу ниже.
С началом боевых действий бюджет, как это ни удивительно, не
заканчивается. Не заканчивается до самого конца: всё взрывается
и бабахает. Нарисованные спецэффекты не режут глаз, всё по делу
и не отвлекает от происходящего на экране.
Единственное техническое нарекание - звук. Про звук неоднократно
сообщалось, что сводили не где-нибудь, а на английской Pinewood
Shepperton Studios, где до этого делали звук для Resident Evil
2. Затрудняюсь сказать, что именно делали англичане, ибо звук
не впечатляет ничем - ни один эпизод даже близко не сравнить
с высадкой на Омаха-бич из "Спасения рядового Райана"
или с перестрелками из "Black Hawk Down". Если бы
не выкрики "у нас круче всех", то и претензий никаких
- ну не принято у нас относиться к звуковому оформлению как
следует, что делать. Видимо из того, что наши умельцы записали
на съёмочной площадке, англичане смогли сделать только вот это.
С точки зрения технической фильм "9 рота" в результате
получился неплохой. Не хуже среднего голливудского боевика -
что само по себе уже серьёзный прорыв. Не "Спасение рядового
Райана" и не "Чёрный ястреб", нет. Но для отечественного
кино, как ни крути, очередное достижение".
Все правильно. От себя добавлю, что наши люди еще не научились
органично вплетать собственно боевые эпизоды в общую драматургическую
ткань повествования (хорошо сформулировал, да?). В первых трех
четвертях фильма нам дали понять характеры героев, а вот финальная
часть фильма выглядит смазанной, стреляют и стреляют, убивают
и убивают, героям проявить себя так, чтобы смерть одного отличалась
от смерти другого, не получается.
Дальше рецензия Гоблина приобретает оттенок идеологический:
война в Афганистане вообще-то была правильным делом, в армии
не служат только граждане второго сорта, с настоящей девятой
ротой все было гораздо лучше, чем показано в фильме: погибло
всего шесть человек, а боевая задача была выполнена. И вообще,
Родину надо любить, в армии надо служить, а фильм этому не учит,
хотя и снят в общем неплохо.
Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Рецензия Гоблина в большей части справедливая. На мой взгляд.
Фильм "9 рота" - самый лучший, профессиональный, интересный
фильм о войне, который был снят в России за постперестроечное
время. На мой взгляд. Он покажется банальным и вторичным по
сравнению с тем же "Райаном" или "Взводом".
Но это не вина фильма. Круг тем, связанных с армией и войной,
достаточно узок, его достаточно легко исчерпать, что давно уже
было сделано. Теперь, коль скоро захотелось снять фильм о войне,
поневоле придется повторять пройденное. Это касается и содержания,
и "картинки". Ну неизбежно это. И все равно людям
хочется смотреть о войне, тем более когда она на нашей памяти.
О Чечне пока подождем. Что-то было показано в фильме Балабанова
"Война", в сериале "Честь имею". Подождем.
В будущее нашего кинематографа я смотрю с осторожным оптимизмом.