В
Конституции Российской Федерации, как и в подавляющем
большинстве Основных Законов других стран, провозглашены
различные права и свободы, которые априори должны быть
доступными для граждан государства. Принятая в декабре
1993 года, она является Конституцией реформируемой страны,
полностью сменившей идеологическую парадигму, и отражает
реалии настоящего времени.
Уже
в преамбуле данного документа представлено данное сочетание:
права и свободы. Цитируем: “Мы, многонациональный народ
Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей
земле, утверждая права и свободы человека, гражданский
мир и согласие […], возрождая суверенную государственность
России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним
и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового
сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации”.
Таким образом, права и свободы человека закономерно поставлены
во главу угла как залог благополучия и процветания страны
и достойного ее места в мире.
Ст.
2 гл. 1 Конституции гласит: “Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.
Ст. 6, в которой идет речь о понятии и сути гражданства
РФ, конкретизирует (п. 2): “Каждый гражданин Российской
Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами
и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией
Российской Федерации”.
Всесторонне
и содержательно тема, интересующая нас, представлена в
главе второй Основного Закона, которая так и называется:
“Права и свободы человека и гражданина”.
Принципиальное
значение имеет открывающая ее статья 17:
“1.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права
и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии
с настоящей Конституцией.
2.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения.
3.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц”.
Здесь
сформулирована база правового отношения к правам и свободам.
Имеется ссылка на общепризнанные принципы и нормы международного
права как имеющие значение, равноправное с установками
Основного Закона страны, – принципиально важная деталь
по сравнению с Конституциями прошлых лет, ориентированных
прежде всего на идеологию марксизма-ленинизма. Как известно,
нормы международного права считались образцом права буржуазного,
рассчитанного на защиту эксплуататорских классов. Отныне
же Россия становится страной, признающей мировую правовую
традицию.
Статья
18 гласит: “Права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”.
Дальнейшие
статьи перечисляют и декларируют собственно основные права
и свободы. Так, статья 19 (по пунктам) гласит, что все
равны перед законом и судом, что государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,
а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы
ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой,
национальной, языковой или религиозной принадлежности,
что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные
возможности для их реализации. Статья 20 декларирует право
на жизнь; 21-я – на охрану достоинства личности; 22-я
– право на свободу и личную неприкосновенность и т.д.
Особое
внимание следует обратить на статью 35, которая впервые
с 1917 года защищает право частной собственности – важнейший
принцип рыночной экономики, или, если говорить в более
привычных для постсоветского общества терминах, капитализма,
который утвердился теперь в нашей стране:
“1.
Право частной собственности охраняется законом.
2.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,
пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и
совместно с другими лицами.
3.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по
решению суда. Принудительное отчуждение имущества для
государственных нужд может быть произведено только при
условии предварительного и равноценного возмещения.
4.
Право наследования гарантируется”.
Статья
36 (как и некоторые иные статьи данной главы, например,
об альтернативной службе) примечательна тем, что пока
не имеет правовой базы для ее реализации:
“1.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности
землю.
2.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими
природными ресурсами осуществляются их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде
и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе
федерального закона”.
Данный
федеральный закон все еще на принят Государственной Думой,
и вокруг него идут горячие споры – весьма интересные и
принципиальные, но не имеющие прямого отношения к теме
данной работы.
Статья
37 декларирует право на свободный труд и запрещает принудительный,
а также оговаривает ряд принципиальных требований к его
организации и безопасности. Признается “право на индивидуальные
и коллективные трудовые споры с использованием установленных
федеральным законом способов их разрешения, включая право
на забастовку”. П. 5 данной статьи гарантирует право на
отдых.
Статья
38 указывает, что “материнство и детство, семья находятся
под защитой государства”, что “забота о детях, их воспитание
— равное право и обязанность родителей”, но и “трудоспособные
дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях”. Социальный блок продолжается ст. 39: права
на соцобеспечение “по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом”, на государственные пенсии и пособия.
Пункт 3 этой статьи особо оговаривает поощрение благотворительности
в различных формах.
Статья
40 подтверждает право на жилище; 41-я – на охрану здоровья
и медпомощь. Статья 42 посвящена экологическим аспектам.
Статья 43 гарантирует право на образование и, в частности,
“общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных
или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях”.
Согласно п. 4, “основное общее образование обязательно”.
Статья
44 гарантирует “свободу литературного, художественного,
научного, технического и других видов творчества, преподавания”,
право на “участие в культурной жизни”, но и обязанность
“заботиться о сохранении исторического и культурного наследия,
беречь памятники истории и культуры”.
Статьи
45-54 декларируют основы юридического обеспечения прав
и свобод: “государственная защита прав и свобод человека
и гражданина в Российской Федерации гарантируется”; “каждый
вправе защищать свои права и свободы всеми способами,
не запрещенными законом” (пп. 2 и 3 ст. 45); “каждому
гарантируется судебная защита его прав и свобод” (п.1
ст. 46) и т.д. Статья 49 особо оговаривает фундаментальный
принцип современной демократической юстиции – презумпцию
невиновности:
“1.
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается
невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном
федеральным законом порядке и установлена вступившим в
законную силу приговором суда.
2.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу
обвиняемого”.
Согласно
статье 50, “никто не может быть повторно осужден за одно
и то же преступление”; по статье 51 – “никто не обязан
свидетельствовать против себя самого, своего супруга и
близких родственников, круг которых определяется федеральным
законом” и т.п. Это защищает права подследственного и
подсудимого, сужая поле для различных злоупотреблений
со стороны правоохранительных и судебных органов. Примечательны
в этой связи статьи 52 (“Права потерпевших от преступлений
и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство
обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию
причиненного ущерба”) и 53 (“Каждый имеет право на возмещение
государством вреда, причиненного незаконными действиями
(или бездействием) органов государственной власти или
их должностных лиц”). Статья 54 гарантирует, что “закон,
устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной
силы не имеет” и “никто не может нести ответственность
за деяние, которое в момент его совершения не признавалось
правонарушением”.
Статья
55 разъясняет:
“1.
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных
прав и свобод не должно толковаться как отрицание или
умаление других общепризнанных прав и свобод человека
и гражданина.
2.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие
или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства”.
О
последнем нюансе идет речь в статье 56 – об условиях чрезвычайного
положения, которое “может вводиться при наличии обстоятельств
и в порядке, установленных федеральным конституционным
законом”.
Статья
57 декларирует обязанность “платить законно установленные
налоги и сборы”, но указывает при этом, что “законы, устанавливающие
новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют”.
Статья
58 гласит об обязанности каждого “сохранять природу и
окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”.
Статья
59 посвящена воинской обязанности и военной службе:
“1.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина
Российской Федерации.
2.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в
соответствии с федеральным законом.
3.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям
или вероисповеданию противоречит несение военной службы,
а также в иных установленных федеральным законом случаях
имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой”.
Последний пункт пока не реализован из-за отсутствия упомянутого
федерального закона.
Статья
60 говорит о том, что “гражданин Российской Федерации
может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои
права и обязанности с 18 лет”, т.е. сроке наступления
т.н. совершеннолетия.
Статья
61 защищает права и свободы граждан Российской за ее пределами.
Статья 62 гласит о праве гражданина РФ на “гражданство
иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии
с федеральным законом или международным договором Российской
Федерации”, оговаривая особо: “Наличие у гражданина Российской
Федерации гражданства иностранного государства не умаляет
его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих
из российского гражданства, если иное не предусмотрено
федеральным законом или международным договором Российской
Федерации”. Иностранные граждане и лица без гражданства,
согласно пункту 3 данной статьи, пользуются в нашей стране
правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме
случаев, установленных федеральным законом или международным
договором.
Статья
63 оговаривает возможность предоставления политического
убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства
в соответствии с общепризнанными нормами международного
права; согласно ней, в РФ “не допускается выдача другим
государствам лиц, преследуемых за политические убеждения,
а также за действия (или бездействие), не признаваемые
в Российской Федерации преступлением”.
Статья
64, заключительная для этой главы, резюмирует: “Положения
настоящей главы составляют основы правового статуса личности
в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе
как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Таким
образом, следует признать, что Конституция нашей страны
содержит все необходимые положения, касающиеся защиты
основных прав и свобод человека и гражданина. Отвечающие
нормам международного права и современным общественно-политическим
реалиям, как внутренним, так и внешним, соответствующие
статьи Основного Закона РФ способны стать базой эффективного
правового механизма. Главная задача реформ в правовой
сфере состоит, на наш взгляд, именно в том, чтобы эти
положения из декларации и ритуала превратились в реальную
правовую базу повседневной жизни общества (что, к сожалению,
пока не происходит по целому ряду причин). Это и будет
означать построение подлинного правового государства.