Страница из Романа

Публикации I На главную


"Утро России", 19--26 мая 1994

 

БЕЗОПАСНЫЙ РЭКЕТ
Городской транспорт – притча во языцех

Какими только словами транспорт ни клянут! Вечная давка на остановках в ожидании автобусов и троллейбусов. Отменяются самые “ходовые” маршруты те, что есть, - сокращаются. Не хватает машин, запчастей, водителей.
Проблемы – банальны. Банальны и ответы на пресловутые вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?” в Мосгортрансе, мэрии многократно говорилось: “Нет средств. Дотации из бюджета – капля в море. Потому и приходится повышать плату за проезд”.

В некоторых провинциальных городах общественный транспорт по -коммунистически бесплатен для пассажиров: его оплачивает муниципалитет. Откуда денежки? От предприятий, которые платят налог на транспорт.

Но это – в провинции. Для Москвы такое решение неприемлемо. Никто на ЗИЛе, к примеру, не хочет оплачивать проездки “чужаков”. А гости столицы?.. А дети старше пяти?.. Ведомственная неразбериха.

Итак, мы, обыватели, за проезд будем платить, и с каждым месяцем, - все больше, сообразно инфляции. Но оказывается, что, и покупая билет, мы ставим транспортное ведомство в затруднительное положение.

Кому-то обязательно надо контролировать нашу честность. “Совесть пассажира – лучший контролер”. Но она выкидывает неожиданные коленца:

-Если сто способов надругательства над человеком в нашем государстве незаконны, то почему сто первый, формально законный, способ будет восприниматься обывателем как-то иначе? – говорит мой знакомый. - Автобус – обшарпанный, ходит редко; типичный московский контролер хам с уголовными замашками, и свой собачий жетончик или удостоверение он сует тебе под нос, как кастет.

Это говорит, стоит отметить, не люмпен, а пожилой интеллигентный человек. Сколько бы я ни доказывал, что здесь – заколдованный круг (мол, именно обилие “зайцев” не дает возможности держать на контролерских должностях вежливых старушек и пополнить нищий бюджет транспортников), что смешно выражать протест таким образом, - В. был непреклонен: “Считай, что это – мой личный протест, индивидуальная странность не для всеобщего обозрения”.

Остальные “зайцы”, возможно, не прибегают к столь велеречивым объяснениям, - но под этими словами подпишутся.

Еду недавно “зайцем”. Тут – облава! Два контролера, молодой и старый, пробираются по салону, приближаются ко мне… Молодой дошел быстрее.

-Ваш билет!

-Нет, билета…

-Штраф – пять тысяч!

Достаю кошелек… а парень склоняется и шепчет мне на ухо:

-Выбирай: квитанцию или две тысячи сдачи?

-Две тысячи, - малодушно говорю я. И заплатил, таким образом, не пять, а три “штуки” - зато не родимому государству, а симпатичному пареньку.

Приехав домой, позвонил в автобусный парк: не из “стукаческих” побуждений, а из чистого любопытства.

-Вы знаете, - сказал я, через полчаса дозвонившись, тоном возмущенного пенсионера, - ваши контролеры штраф себе в карман кладут и т.д.

-Хм… Имя, фамилия контролера?

-Да вот… такой…

-Милый, у нас “таких” много, да и в любом случае поезд ушел. Ну должен же ты понимать…

Голос был очень вялый, и так же вяло мой собеседник (диспетчер) положил трубку.

Вскоре мне довелось взглянуть на это “с другой стороны баррикад”. Мой друг, студент, пристроился контролером – при другом, правда, автобусном парке. Работы ему понравилась. Но методика зарабатывания денег у него другая: он дает “сдачи” больше – три тысячи. “Я человек скромный, мне и этого на жизнь хватает”. Хотя вид у него внушительный, из-за чего его охотно и взяли на опасную работу.

-Очень часто, тем более вечером, в транспорте едут такие крутые компании, что даже я, не говоря уж о каком-нибудь божьем одуванчике, не рискну затребовать у них билет. Гогочут в лицо, посылают известно куда, - а за их спинами прячутся хилые, одинокие безбилетники… Как-то я попал в такую ситуацию. У меня – разряд по дзюдо, но их –семь “качков”, а в напарниках у меня – Михалыч, дедулька, который всю жизнь в парке слесарил и вот решил подработать к пенсии… Говорю: “А в милицию не хотите, мужики?” Отвечают: “Ну-ка, отведи”. “Сейчас водителю скажу!”- “И водилу уроем”. А все контролеров ругают за хамство. Озвереешь ведь на такой работе!

Но днем – другое дело. Мы с Михалычем с автобуса по двадцать где-то штук за одну “ходку” снимаем, при том, что маршрут-то наш не очень выгоден. А когда мы идем “утюжить” другой автобус (что идет к “Лейпцигу”), то в удачный денек – больше полсотни: там едут “челноки”, билет им брать недосуг, деньжищ куча, раскошеливаются и не пищат. Еще и “наколоть” можно: “Десять тысяч с вас!” – “Почему?” – “Постановление Лужкова!” Но есть опасность нарваться на контролеров “настоящих”, обслуживающих этот маршрут. Тогда – разборка. В ментуру не потащат, но морду набьют, и выручку отнимут, и скажут: “Еще раз увидим…” Причем Михалыча-то, как правило, отпускают: “Иди, дедуня, а то помрешь”, - а я отдуваюсь. Ну, меня-то не так просто взять, я парнишка крепкий, постоять за себя смогу…

- И что – ни один пассажир не жалуется?

-А докажи! Никто ему не запрещает взять квитанцию. Никто не вымогает у него штраф, если у него есть билет. Это, как рэкет в застойные годы: лезем к тем, у кого рыльце в пушку… Бывает, звонят в парк, но диспетчер – мой корифан. Отошлет их к такой-то матери…

-А что надо сделать, чтобы вы работали честно? Поднять зарплату? Приставить к контролеру другого контролера?

-Не поможет. Сейчас мой оклад – восемьдесят “штук” “чистыми” плюс два процента от штрафов (по квитанциям). Но получай я даже двести – что это по нашей-то жизни? Лишние деньги не помешают никогда. А уж насчет контролера к каждому контролеру – это, сам понимаешь, смешно.

Граждане! Правильно и своевременно оплачивайте свой проезд! Погашайте талоны путем компостирования! Проездные билеты предъявляйте окружающим вас пассажирам!


Публикации I На главную

www.rioline.narod.ru