Страница из Романа

Публикации I На главную


Рубрика: Общество

ИГРА В ДЕДОВЩИНУ
Пока политики озабочены военной доктриной и, скажем, участием войск в межнациональных конфликтах, а кадровых военных занимают социальные проблемы (квартиры, денежное довольствие), призывников интересует другое. Не задолбят ли в части “деды”? Далеко ли место службы от дома?
Одним словом: где лучше служить?

...Есть в Москве место, знакомое всем мужчинам, - Угрешка. Городской сборный пункт. Еще года два назад во время призывов здесь было столпотворение: новобранцы иной раз по три дня дожидались отправки в части. Сейчас же вся процедура редко занимает больше трех часов, в течение которых собирается “команда”, - и посланец из части увозит хмельных после проводов юношей служить. Кому как повезет.

Всегда считалось: хуже стройбата в армии ничего нет. Разве что дисбат... Времена изменились, и стройбат в классическом своем стиле больше не существует. Вместо него - “инженерные войска”, куда, к примеру, входят и автобаты. Но многим ли отличается язовский стройбат от грачевского автобата?

...Комплектация и стройбата, и инженерных войск, ясное дело, одинакова. До развала Союза восемьдесят процентов служилого контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Русских было сравнительно немного. Сейчас, конечно, все не совсем так. Последняя партия “инородцев” поступила в конце 91-го и “дембельнулась” соответственно совсем недавно. И это вроде бы хорошо: меньше пресловутых “землячеств” (хотя и ныне посланцы автономий кучкуются между собой).

- Два годика назад был кошмар. Вся эта кодла боялась только начштаба, а так - никого, роты “хохлов” и “азеров” с заточками шли “стенка на стенку”, - рассказывает С., сержант-сверхсрочник одной из частей, дислоцированных в Орловской области. - Странно только: никто из ребят не ссучился... Хотя вот был случай два года назад. Один сбежал, дошел чуть ли не до Ельцина со своей мамашей: дескать, “деды” его замучили. Приехала комиссия - а что толку? Есть кодекс чести, и главное - не быть стукачом. Потом сами же “духи” (солдаты-первогодки) его призыва, москвичи, решили: “Если он вернется, вломим ему, чтоб на всю жизнь запомню!”. Не вернулся. По слухам, перевели в другую часть. Но ребята его и в Москве достанут. Вообще служить у нас - куда лучше, чем в областном центре, к примеру: у нас скорее игра в “дедовщину”, а там “духи” и моют, и стирают, и все прочее. “Душарам” сейчас вообще-то труднее. Раньше, если ты русский, то “деды” тебя погоняют после отбоя, проведут “курс молодого бойца” и спать отпустят, чтобы заняться “тормознутыми чучмеками”. Тем еще долго придется поползать под кроватями, поотжиматься, а не то заведут в туалет и измочалят - (не по морде, конечно, а то шакалы (старшие офицеры) заметят. Сейчас “чучмеков”, считай, нет, так что... “Деды” еще помнят, как на них во время “душества” катались... Вот и отыгрываются.

Республики ныне - “ближнее зарубежье”, и с молодое пополнение - почти сплошь из России. Впрочем, попадают в армию и “иностранцы” - те, в кто не хочет участвовать в региональных войнах или по иным причинам перебираются в Россию. Как правило, это - молодые “бизнесмены”, которые вполне могли бы так или иначе “избежать” службы, но считают для себя необходимым пройти “школу жизни”. Так же, впрочем, мыслят и многие русские из тех же социальных слоев. Часто, оказывается, старшие братья из “крутых” почти насильно заталкивают младших в армию, чтобы те, научившись “жизни”, вернулись “крепкими мужиками” и достойно вошли в семейный бизнес.

В армии они устраиваются обычно неплохо, так как почти всегда смыкаются с “дедами” с полууголовным прошлым. В любой автобатовской части, как правило, есть пяток уже лысеющих дядь, которые имели неприятности с милицией на гражданке, а попав в армию, вскоре отправляются на пару-тройку лет в дисбат, откуда и возвращаются дослуживать в “дорожниках”. Конечно, смешно говорить о том, что они, мол, служат. В соседнем с частью поселке у них есть “хата” с подругами, “бухаловом” и “травкой”. Там они и проводят основное время. В казарме они верховодят “дедами” (вышеупомянутые “юные бизнесмены” - их золотая гвардия) и устанавливают полутюремные порядки. Приближают они к себе и отличившихся “духов” - музыкантов, художников или просто хороших рассказчиков... Но упаси Бог выйти из милости повелителей

Иные хлебные места - это связь, кухня, санчасть. Связист, повар или санинструктор в своем закутке - царь и бог. Причем пристроиться там можно как благодаря полученной на гражданке специальности, так и благодаря “безрыбью”.

А. попал в армию в 22 года: до этого три курса проучился в Московском институте связи. Решил, что это не его стезя, стал переводиться в другой, радиоэлектроники; тут-то военкомат его и прищучил. Попал в автобат - и тут же уселся за штабной телефон.

- Так служить можно! От меня зависит, сможет парень “звякнуть” по штабному телефону домой или нет. Кто со мной будет ссориться? - говорит он.

Кроме того, конечно, есть и “блат”. К. пребывал в части на положении самого жалкого “духа”. Но вот приехал его отец - военный чин. Они с начальником штаба посидели, выпили - и на следующий день паренька перевели в “дурбат” -караульную роту, на особых правах. Тамошним “дедам” было строго-настрого предписано его не трогать. “Заставите хотя бы полы мыть - пойдете таскать кирпичи!” - пригрозил старшина. А кирпичи караульщикам таскать неохота. Вся их работа - охранять “губу”, ловить самовольщиков (первого года службы, разумеется). В остальное время - отдыхай.

В чем заключается служба в этой части? Вообще-то - в “благоустройстве дорог Орловской области”. На деле же солдаты благоустраивают свою часть: строят новую столовую, клуб.

Вообще, все ребята из той части, с кем я говорил, сходятся в том, что служить стало легче, а их служба - “не служба, а халява”.

- Какая это “дедовщина” - баловство. Вот в соседнем батальоне, говорят, кто-то из “духов” повесился, кто-то - себя сжег. У нас - ничего. Ну вены режут - так это дело обычное...


Публикации I На главную

www.rioline.narod.ru