Страница из Романа

Архив I На главную


НЕ ВЕРЬ, НЕ БОЙСЯ, НЕ ПРОСИ
12 мая 2003 года

Прошла весна, настало лето. Спасибо партии - "Единой России", что ли, или Союзу правых сил? - за это. За весну на просторах Родины убили двух знаменитостей - депутата и вора в законе, - и энное количество людей попроще, взорвали несколько грузинских ресторанов, что-то там девятый год делали с Чечней. При этом народ сильно пугали атипичной пневмонией и американским империализмом. Несмотря на эти разнообразные ужасы нашего городка, народ в большинстве своем находился в приподнятом настроении: весна все-таки. Травка зеленеет, солнышко блестит, выходных много, праздников и сопряженных с ними увеселительных мероприятий еще больше.

Когда праздники кончились, народ стали развлекать и просто так. Пол Маккартни приехал в Москву на Красную площадь. Лучшая поп-группа современности "Тату" из Москвы уехала в Ригу, выступать на конкурсе "Евровидение" с песней "Не верь, не бойся, не проси".

***
"Татухи" - замечательный пример восхитительного нахальства, совершенно в духе юморесок Задорнова про смышленых соотечественников и тупых западников. Не имея ни слуха, ни голоса, ни кожи ни рожи, лезть в мировые звезды (и в общем-то стать ими) - это что-то потрясающее, искрометное, остапо-бендеровское. Продюсер Ваня Шаповалов развлекается в парижах и лондонах, что твой Маяковский, курит-пьет-гуляет, чуть не "натянул" даже какую-то английскую журналистку, которая еле сбежала и с наивным западным ужасом написала об этом в бульварной своей газетке. Знай наших! Так вам, сытым и лощеным! Нас не догонят!

Вот на этой патриотической волне "татухи" чуть было не стали "нашим всем" и даже отправились на "Евровидение", где завоевали вполне высокое третье место, то есть "бронзу". Но локомотив национальной гордости так разогнался, что это воспринято чуть ли не как провал. При этом все признают, что выступление "Тату" действительно было провальным, подлежащим освистанию и закидыванию несвежими овощами. Знающие толк в музыке люди просто в шоке - прямо как та журналистка. Экс-певица, первая участница конкурса "Евровидение" от России, а ныне элитный педагог по вокалу Маша Кац признала, впрочем, что девушки попали в ноты - аж два раза во втором куплете. Бедная Земфира два часа грызла ногти у телевизора в ожидании "Тату" (это примерно вроде Дэвида Бекхэма, болеющего за "Пахтакор"), а когда увидела, психанула и поняла, что Алена Апина поет лучше. Еще какой-то деятель сказал, что "надо было либо петь, либо сосаться, а они не сделали ни того, ни другого". И так далее. Но все равно за державу обидно, прежде всего Первому каналу, - и вот уже хотят чуть ли не в суд подавать на Ирландию и на пару-тройку других стран - за неправильно подсчитанные голоса.

В общем, неважно, как спели-сплясали, - все равно они лучшие в мире, и мы пасть порвем и моргала выколем тем недоумкам, кто в этом сомневается. Было же сказано на предварительной пресс-конференции: "Тату" является лучшим в мире музыкальным продуктом". И точка.

Все это вполне в российской традиции. Всю советскую эпоху все у нас было лучшим в мире - от общественно-политического строя до племенных свиноматок. Правда, при малейшем сравнении с "зарубежными аналогами"… Но сравнения ваши нам не указ. Надо смотреть в корень, в духовность, в великую сермяжную сущность. Да за одно то, что в песне прозвучал основополагающий мировой принцип: "Не верь, не бойся, не проси" - западники, оторвавшиеся от корней, обязаны были дать "Тату" все первые места, все позолоченные призы, все кубки и медали. Что такое эти пустые материальные побрякушки по сравнению с могучим мессианским евразийским посылом.

Тот факт, что блатная мудрость в популярной музыке перешагнула границы русского шансона, и под нее уже трясется модная молодежь, означает ее тотальное распространение, окончательное утверждение в качестве главного принципа жизни. Серьезные люди на государственном содержании все еще морщат лбы в поисках Национальной идеи. Хотя искомая идея давно уже сформулирована, выстрадана и обтесана поколениями русских зэков - и вот теперь вынесена на международное обозрение.

Не верь, не бойся, не проси.

Внесение тюремной струи в творчество открывает перед группой новые великолепные перспективы. Шаповалов уже сделал клип для другого своего подопечного, Ивана Демьяна, с решетками, робами и расстрелом. Чем "Тату" хуже? Ассоциативный ряд прост и нагляден. Татухи. Лесбос. Малолетки. Женская зона. При раскрутке на Западе все это замечательно ложится на мотив "рашен мафии".

В общем, все причастные к проекту - молодцы. Но заставлять "татух" появляться перед публикой вживую, петь и плясать на сцене все-таки низ-зя. Ну не умеют они этого. Не этим берут.

Их называют "педофил-поп-дуэтом" (хотя старлетки вроде уже и вышли из соответствующего возраста). Кстати, 1 июня, если кто не помнит, Международный день защиты детей - видимо, от взрослых, от кого же еще. В честь этого дня по Российскому каналу покажут научно-популярный фильм Аркадия Мамонтова про педофилов.

Не верь, не бойся, не проси.

***
"Тату" принято в наших масс-медиа защищать от злобных неправедных судей, а некоторые другие явления, например 300-летие Петербурга - ругать. Ни в прессе, ни по ТВ не найдешь о праздновании ни единого доброго слова. Причина такого единодушия не совсем понятна. Как будто все другие масштабные мероприятия этого рода у нас проходят без сучка и задоринки, без воровства, без накладок. Да не бывает у нас иначе.

Картина проясняется, когда замечаешь, что все это напоминает травлю Лужка образца 99-го года. Тогда тоже выискивались малейшие огрехи в деятельности градоначальника, и то было не так, и это не эдак, и праздник не праздник, и стройка не стройка…

Итак, правителям нашим на сей раз очень хочется утопить губернатора Яковлева. Тем более что петербуржцы, кажется, действительно недовольны тем, что в их уютный, романтический, богемный, литературно-мистической дымкой окутанный город понаехала в товарных количествах бодрая разноцветная, ржущая и пьющая публика, с главами мировых держав в придачу.

Может, все обойдется, и от Яковлева отстанут в обмен на какие-то уступки, как было с Лужком. Его, вероятно, не любят, но особливо и не трогают.

Вот если бы, к примеру, станция метро "Парк Победы" была бы открыта четыре года назад, ух как бы - в прямом и переносном смысле - проехался по ней какой-нибудь Доренко! Досталось бы за все. И прежде всего за фрески Церетели. Аляповатая роспись в духе соц-арта действительно выглядит пародией на советское метрополитеновское оформление. Но ругань в адрес Церетели так давно стала правилом хорошего тона, что заниматься ей скучно и пошло. Это все-таки метро, а не Третьяковка. Нехай себе живе.

Надо было Церетели еще в Питер отрядить. Для пущей дискредитации опального губернатора.

"Тату" хвалим, 300-летие Петербурга ругаем, но в любви к Полу Маккартни примиряются все. Долгожданный приезд пожилого битла в наши палестины явно войдет в хит-парад важнейших событий этого года и, может быть, даже обгонит "Евровидение".

Каким бы неслыханным потрясением, равным падению какого-нибудь Тунгусского метеорита, был бы этот концерт еще лет пятнадцать назад! Сейчас не то. Эх, время, время, мы взрослеем, стареем, и жухнут мечты, и запоздалая их "сбыча" вызывает разве что тихую грусть. Ну, приехал. Спел "грейтест хитс" на Красной площади. Цены на билеты заоблачные. Эксклюзив для толстосумов и ВИПов.

Пресса радостно сообщает: олигархи и чиновники веселились как подростки. Сам Путин пел, Ястржембский плясал на стуле, из окон Большого Кремлевского дворца выглядывали клерки и наслаждались зрелищем на халяву, хитрюги.

Народ и партия, значит, оказались кое в чем едины - в своей ностальгии. И после этого как-то неудобно в чем-то упрекать правителей. Они такие же, как мы, слушали и любили те же песни. И если бы мы попали на их место, вели бы себя точно так же. Плясали под Пола Маккартни. А отплясав, вернулись бы к своим заботам, первая из которых - чтобы всегда было на что удовлетворять свои потребности. В том числе и ностальгически-музыкальные.

Перед концертом было немножко шумно. Шумели в Думе: депутаты - причем самые что ни на есть светочи, аж из самой партии ЛДПР, - вдруг вспомнили, что на Красной площади, дескать, кладбище, и поэтому Маккартни там петь категорически низ-зя. Проснулись после 80 лет демонстраций, физкультурных парадов, футбольных матчей, Поллитр-бюро на Мавзолее и прочая и прочая.

Вот не верю я, что они это искренне.

Ну их всех по назначению. Лето на дворе.


 

Архив I На главную

www.rioline.narod.ru