Страница из Романа

Архив I На главную


СТАТУЯ ГНЕВА
4 октября 2002 года

- Кто там?
- Владимир Ильич, это я, Феликс Эдмундович.
- Кто там?
- Да это же я, Владимир Ильич... Феликс Эдмундович!
- Кто там?
- Кто-кто!!! Х-й в кожаном пальто!!!
- А, это вы, Феликс Эдмундович...

Бородатый антисоветский анекдот

Тут новая важнейшая тема возникла в этой, как его, общественной жизни. И сразу стало о чем поговорить. Какой там катаклизм в Осетии, какая там Чечня, какое там Панкисское ущелье! Ставить ли Железного Феликса на место? Насущнее нет вопроса.


Понятно, что никто его на место не поставит. Феликс - это вам не Феникс. Не возродится. Интеллигенция не позволит. А Лужка, который это на кой-то ляд предложил, жалко. Лужка, конечно, подставили. Хорошо хоть Доренки больше нет в телевизоре...


По гамбургскому счету, конечно, не надо было его, Железного, сносить. На возмущенные крики отвечу, что громить и сносить тогда, в августе 91-го, надо было здание КГБ. Не дать скрыть и сжечь документы - следы коммунячьих злодеяний. А теперь ищите ветра в поле, когда пар в гудок ушел. В статую Вучетича.


Из той же серии - борьба с мертвым Лениным. Как славно скандировать в хорошей вроде бы, интеллигентной компании: "За-хо-ро-нить! За-хо-ро-нить!" И никому не приходит в голову, что он и не заслуживает христианского погребения, что это лучшее для него наказание - лежать вот так, в прозрачном ящике, на потребу иностранным туристам, и чтобы мимо по Красной площади фланировали гуляющие-отдыхающие, а в праздничные дни - шумные веселые толпы, чихавшие на траур. (А интересно, как же коммунисты не дотумкали, что все эти первомайские парады, шарики воздушные, пирамиды гимнастические, а то и футбольные матчи, - не что иное, как осквернение кладбища, в которое они превратили Красную площадь.) Вот захороним Ленина, совершим парочку магических ритуалов над его могилкой - и сразу жизнь пойдет на лад. Ждите.


Да, Феликс был тот еще мужичок. Но вот думаю: был в США свой Дзержинский, в смысле основатель спецслужбы, - Эдгар Ф.Гувер, создатель (а после - директор на протяжении полувека) Федерального быро расследований - того же КГБ, только без службы внешней разведки (ей у них ЦРУ ведает). Тоже был, м-м-м... не идеальным. Грязные тайные акции-операции проводил, досье собирал на всех в мире, кто мало-мальски влиятелен. К тому же, сорри, любил юношей... И чо? А ничо. ФБР официально носит имя Эдгара Ф.Гувера. И никого это не смущает. Потому что, как ни крути, а он - глава и основатель. Все равно что от отца родного отказываться.


А у нас получается, что спецслужба есть (и очень важная, полезная, необходимая), а вот ее основателя - вроде как нет. На этом, кстати, погорели коммунисты. Каждый новый правитель записывал предыдущего во враги народа и старался вычеркнуть из истории. И памятники сносили, и книги переписывали. В результате из всех коммунистических отцов-основателей чистыми остались только Ленин, Крупская и Бонч-Бруевич. Ой, хилый что-то фундамент вышел у коммунистического строя. (Его и размыло.)


Но это, так сказать, лирика. Главное в другом.


Уже общеизвестно, что сковыривание пресловутой статуи в августе 91-го было не что иное, как гениальная кагебешная акция по отвлечению возбужденной толпы от разгрома собственно здания Конторы. Акция блестяще удалась. Похоже, что никому в той празднично-возбужденной толпе и в голову не пришло: а чой-то мы вокруг железяки прыгаем, когда рядышком - настоящее логово зла, эпицентр инфернального страха, с застенками, с архивами.


Уникальный случай в мировой истории! Представим себе, что французы, во время своей революции, не Бастилию бы стали рушить, а памятник какому-нибудь Людовику или его вельможе. А в 17-м году матросики не штурмовали бы Зимний, а свалили бы Александрийский столп - да и разошлись, усталые и довольные.
В 45-м году, вместо того чтобы захватывать рейхсканцелярию, надо было, значит, устроить торжественное разбивание бюстов Адольфа Алоизовича (добротных монументов себе любимым нацисты возвести не успели). И объявить, что война кончилась.


Дело известное. В каждом офисе популярна такая фенька - "лист гнева". Распечатывается на принтере такой листок, с какой-нибудь оскаленной мордой и с надписью: "В случае приступа гнева скомкать и бросить в угол".
А тут, значит, статуя гнева. Лист гнева можно распечатать вновь. Статую гнева можно восстановить...
То, что о восстановлении статуи говорит Лужков, одна из центральных фигур демократического сопротивления путчистам в 91-м, лишний раз доказывает, что снос Феликса - деяние никакое не судьбоносное, не героическое и не историческое, а так, выплеск эмоций, эдакий пьяный кураж, о котором солидному человеку и вспоминать совестно.


Есть еще такие же деяния. Вот, например, "путч номер два", события сентября-октября 93-го. Девять лет прошло на днях. Никто толком и не вспомнил. Ну, постреляли, ну, покрошили пару сотен человек, ну, Белый дом горел живописно. Ну и что. Те, кто выжил в катаклизме, в пессимизме пребывали недолго. Снова стали сыты, пьяны, нос в табаке. Кто-то где-то погубернаторствовал, кто-то чего-то еще возглавлял. Никто никакого путча больше устраивать не пытался. Вроде как протрезвели. Побузили - и будя.


И вопрос - почему это за убийство, даже случайно-нечаянное, человека сажают в тюрьму, а массовая гибель от автоматов-пулеметов в центре Москвы прошла вроде как по разряду стихийного бедствия, - оказался наивным, дурацким, никого не интересующим.


Думается, это тоже такой "лист гнева" был. Скомкать, бросить в угол - и жить как раньше. И пусть себе власти забавляются. Вот перепись собираются провести, энное количество миллиардов на нее выделили. Просто пошуровать по паспортным столам, по отделам кадров и по жэкам у статистиков ума не хватает. Надо спрашивать у людей, где те живут, работают и сколько получают, дабы реальную картину выяснить. Держите карман шире. Конечно же, выяснится, что все честно живут на одну зарплату в тысячу рублей (и честнее всего, конечно, менты и чиновники), и нелегальной миграции ни-ни, и квартиры никто никому не сдает.


Боже мой, ну было же в прессе дельное предложение (Юлия Калинина, "МК"). Вместо этой дорогостоящей переписи провести сравнительно дешевое исследование толщины ментов. Где милиционер толще - там народ богаче. И усе.


А то неизбежно рождается, например, такой вопрос (из серии наивных и дурацких): почему на перепись находится пять миллиардов рублей, а, скажем, на достойные похороны погибших в Чечне солдат и компенсации матерям и вдовам - нет и лишней сотни? Или такой: сколько грабителей влезет в наши дома под видом переписчиков? Или еще вопрос - может быть, главный и все объясняющий: насколько большой кусок от этих "переписных" средств оттяпают ушлые хозяева жизни?


Ну а что мы хотим. Мы ж в 91-м демократию не строили. Мы "статуи гнева" ломали.
 


 

Архив I На главную

www.rioline.narod.ru