Страница из Романа

Архив I На главную


СКОКА ВЕШАТЬ?
4 октября 2002 года

Все. Передохнем (ударение на последний слог). Теперь до самого Хеппи Нью Еара - тишина. Нет, не гробовая. С перерывом на День примирения и согласия кого-то с кем-то - никто не знает с кем, но это неважно. Выпить-закусить, в пьяном виде пофорсить (цитирую одну из революционных песен, кстати) всегда можно - на наш век дней взятия всяких-разных Бастилий с Зимними хватит.

Но по гамбургскому счету все праздники и юбилеи в этом году закруглились. Финита. Одним из этих прошедших надысь юбилеев - из таких, которые можно назвать праздником (а это, ох, не одно и то же) - оказался день рождения вашего покорного слуги.

С некоторых пор, а точнее, с 99-го года, мой день рожденья (праздник, сами знаете, детства, и никуда от него не деться), получил нежданную и неприятную прелюдию - в виде более или менее масштабных трагедий: взрыв, огонь, пожар, горелое мясо. В 99-м были взрывы домов в Москве, и страх за собственный дом, и поиски террористов по чердакам и подвалам. 2000-й был в этом плане более спокойным - хотя это и кощунственно звучит, но и лодка, и башня были сгублены чуть раньше, еще в августе. И вот в 2001-м, прямо накануне, - да, 11 сентября, да, уничтожение нью-йоркского ВТЦ.

В отличие от многих, я не стал удивляться, что на фоне какого-то навороченного боевика с суперспецэффектами идут какие-то титры, тревожными голосами говорят вроде как реальные дикторы, - отчасти, может, потому, что, опять-таки в отличие от нормальных русских интеллигентов, я не имею ничего против навороченных боевиков с суперспецэффектами. Вообще я был в тот момент занят другим. Каждый может думать, чем именно. Скорей всего, окажется прав. Но это к слову. Отвлекли. Позвали из кухни:

- Смотри-смотри, что делается...

На экране дымились здания, знакомые каждому. Ничего себе...

- Их уже нет, - драматически сообщил друг, застигнутый на кухне телепередачей. - Это запись. Они обрушились - оба - несколько минут назад.

Я не поверил. Казалось, что-что, а символ Нью-Йорка, стократ воспроизведенный на бумаге, кинопленке и прочих средствах человеческого самосбережения, должен устоять во всех мировых катаклизмах. Тем более что катаклизмы эти случаются, как писал по сходному поводу Набоков, "в каких-то получеловеческих ханствах и мандаринствах". В России например. Но уж точно не там.

Друг уже звонил жене по мобильнику:

- Вот помнишь фильм "Кинг-Конг", там такие две башни... Так вот, их больше нет.

Верно: их больше нет. И значит, ничего незыблемого не осталось. А ведь говорили верующие и философы - который век талдычат нам, грешным: ничто не вечно под Луной, все бренно, все прах и суета. Еще раз доказано, хотя в доказательствах не нуждается. И если завтра сгорит Белый дом, Кремль или Тадж-Махал, в этом не будет ничего особенного. Буддийские монахи десятилетиями собирают прекрасные картины из разноцветных песчинок, а потом дуют на них. Dust to dust. Ashes to ashes.

Но чтобы напомнить об этом тем, кто не монах, кто пепси выбрал, хороши радикальные средства. "Человек живет мерой, воображением, - писал Иван Бунин по поводу русской революции (куда ж мы без нее? кто мы без нее?), - перешагни же меру... "Как? Семь повешенных?!" - "Нет, милый, не семь, а семьсот!"
Вот и перешагнули - товарищи мусульмане или кто там. Чему дальше-то удивляться?

- Скока вешать?
- А к чему такая точность?

Вид у продавца из рекламного ролика, надо признать, вполне нацистский, и бляху он начищает такую, что издали сойдет за эсэсовскую. Действительно, к чему такая точность?..

Сперва говорили, что в небоскребах, самолетах, Пентагоне... - погибло тысяч эдак сорок. Потом - что двадцать. Ну, может быть, десять. В итоге оказалось, что две с половиной. Кто успел, тот отбежал. Можно вздохнуть с облегчением, не так ли?

В общем, товарищи убийцы через средства масс-медиа напоминают нам о том, что смерть - насильственная, естественная, да какая угодно - есть нечто нормальное, само собой разумеющееся. По этому поводу все радетели за доброе и светлое уже возмущались. Какие мерзкие, агрессивно-бездуховные СМИ, ну и так далее.
Хотя, если разобраться, это просто реалистичный и здоровый подход к смерти, последний раз бытовавший в массах, ну, разве что в средние века. Тогда, конечно, никто не мог спеть любимую песенку нынешних чеченских боевиков - "я всегда с собой беру видеокамеру", - зато казни были публичными, трупы и головы казненных выставлялись на всеобщее обозрение. Кстати, людей тогда пытали и сжигали ведь тоже не просто так, не от большого садизма, - а чтобы те через муки очистились от грехов и достойно предстали перед Господом. Муки земные избавляли от мук потусторонних. Это ли не милосердие! Правда, людей признавали грешниками и подвергали очищению не Бог, а другие люди - так же писающие, какающие и блудящие.

С тех пор-то нам и стремно слушать всяких воспитателей. Говорят сладко и правильно, и все больше о духовности, и вообще "даю установку на добро-о!!!" (и пальцы врастопырку во весь экран), а потом - известно, чем борьба за добро кончается:

- Скока вешать?
- Да какая разница, в натуре...

И еще хорош, в порядке приучения, воспитания и так далее, метод контраста. Хороший следователь - плохой следователь. Смена настроений - знак полноценной личности. Только дебилы пребывают всегда в статичном каком-то состоянии: или улыбка до ушей, или слюни до пола. Не-е. Время выздоравливать. Вот попечалился, поужасался накануне, а в нашем кинотеатре вместо ужастика - уже комедия, романтическая мелодрама и эротика. День рождения там или какой общественный праздник.

И от перепадов эдаких - по коже холодок, не такой уж неприятный. Пир во время чумы? Ага. Что там по этому поводу сказано у Пушкина? Ну да, правильно. Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю. Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья, бессмертья, может быть, залог. И счастлив тот... ну и так далее. Поэтому вкусен ужин в Ля-Рошели или шампанское во время затяжного прыжка, или вот дни рождения после годовщины массовой мясорубки. И в кинотеатры мы на ужастики ходим, чтобы девушки к нам плотнее прижимались. У-ух!.. Еще можно играть в удушилочку и поскакалочку (правила игры - в "Кыси" Татьяны Никитишны Толстой). Получать удовольствие, в общем.

Из всего этого следует, например, что дым отечества (а отечество основательно заволокло) нам должен быть сладок и приятен. Пардон, еще одна цитата. Ну и ладно. Телевидение вон круглосуточно цитирует само себя, показывая нам в праздники и юбилеи адреналиновые повторы эксклюзивного, эксклюзивные повторы эксклюзивного адреналина.

Впрочем, все это, повторяю, уже отшумело. Дым отечества глаза не выест, а, даст Бог, скоро развеется, прибьется к земле осенними ливнями. И взрывать что-то столь же эффектно, как год назад, на планете больше нечего. Ну, есть еще близнецы-небоскребы, самые высокие в мире, в Куала-Лумпуре, Малайзия, - но кому они нужны? где та Малайзия, зачем она вообще? кроссовки фальшивые делать?.. Не то, все не то. И вообще - эффект оригинальности утерян. Вторая часть блокбастера, как правило, собирает меньше денег.

И только по телевизору все долбасит реклама мобильного тарифа - то ли "Активный", то ли "Пассивный", то ли "Противный", черт их разберет:
- Скока вешать?

Впрочем, я подключен к другой компании. Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Четвертый десяток уже, итить.

А к чему такая точность?..


Архив I На главную

www.rioline.narod.ru