Страница из Романа

Архив I На главную


А ТЫ НЕ ЛЕЗЬ КУДА НЕ НАДО
16 апреля 2004 года

Весна пришла в этом году как-то неуверенно. То дождь, то солнце. Никакой тебе устойчивости и стабильности. Хотя в остальной жизни все достаточно предсказуемо. Ниточки всех событий тянутся из прошлого, и задним числом не всегда понимаешь: ну неужели нельзя было предугадать того, этого?..
Нельзя? Или не хотелось? Или так сложились обстоятельства, что все предугадывания значения не имеют. Например, летит человек в пропасть. Знает, что разобьется. Ну и что дальше?
***
В Ираке вот решили наподдать американцам под зад коленцем. И слегка наподдали. По этому поводу вспоминается припев одной песни из репертуара группы "Лесоповал" Михаила Танича:
- На что я шел? На что я шел?
Чего я выдумал, козел?
И мне тогда не помогла моя бригада...
Но с той минуточки, друзья,
Как из больнички вышел я,
Я понял все: а ты не лезь куда не надо!

Действительно. Из больнички выйдут не все. Не каждый туда даже доедет, до больнички-то. Но чего не сделаешь ради победы демократии.
***
Пример Ирака показывает, что было бы в Чечне в самом идеальном случае. Если бы вокруг да около этой войны вовсе не было коррупции. То есть все, что отписано на питание, экипировку и снаряжение войск, чудесным образом шло бы именно туда. А все, что отписано на восстановление поврежденной страны и ублажение туземного населения, тоже было бы переправлено строго-строго по назначению.
А если паче чаяния кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет - ворует казенные средства, мародерствует, распускает в отношении граждан успешно освобождаемой страны руки, ноги и прочие части крепкого своего организма, - тот непременно бы наказывался по всей строгости военного времени, дабы паршивая овца не перепортила все стадо и вообще не бросила тень на великое дело.
Тогда, знамо дело, воины светлых сил были бы идеально подготовлены и экипированы: каждый - в кевларовом жилете и углеволокнистой каске со встроенной рацией. И никто их не ограбит по пути с войны на родину, ни один полицейский не отберет "боевую" зарплату. И размер этой зарплаты позволяет сразу быть зачисленным в так называемый средний класс. А если будешь ранен, получишь втрое. А если, не дай Господь, убьют - отвезут с почестями на родину, и отдадут под печальные фанфары родным свернутый национальный флаг, и похоронят в полированном дубовом гробу с салютом, и получит семья денег вдесятеро, и на Арлингтонском мемориальном кладбище - то есть, я хотел сказать, на Ваганьковском? Новодевичьем? у Кремлевской стены? - будет золотыми буквами высечено имя героя.
А туземное население получило бы щедрую гуманитарную помощь, бесплатное и эффективное лечение, оперативно и качественно восстановленные дома, школы и больницы, льготы и пособия, неслыханные при прежнем скверном режиме, рабочие места,
зерно для посевной, книги для библиотек, интернет-кафе и ночные клубы, кинотеатры и видеосалоны с "клубничкой", - в общем, уютную цивилизованную жизнь, о которой оно, население, могло разве что мечтать при омерзительной власти международных террористов.
Так вот, пример Ирака показывает, что даже в этом идеальном случае ни любви, ни даже лояльности от того самого туземного населения, которое железной рукой загоняется к счастью, не дождешься. Обидно, слюшай.
Конечно, есть разница между идеальным и неидеальным. Например, соотношение потерь. Кевларовые жилеты, углеводородистые каски -
плюс тактический профессионализм, и оперативная работа медсанбатов, и возможность немедленно вызвать эскадрилью вертолетов для подавления вредной огневой точки во-он в том окне, - означают, что потери соотносятся как сто к одному не в нашу пользу. То есть как раз в нашу... ну, вы поняли. Но все равно - и постреливают, и взрывают, и таскают по асфальту горелые куски чужеземцев.
Вы видели фотографию расстрелянно-сожженных в Аль-Фаллудже американцев - естественно, прижизненную? Открытые одухотворенные лица. Улыбки, которые принято называть голливудскими. Экипировка стильная, полувоенно-полутуристская. Мобильнички, очочки, рюкзачочки, МР3-плеерочки. В США семьи, наверное. Беленькие домики под красными черепичными крышами. Рыжая псина по кличке Бадди. Желтый школьный автобус, приветливо бибикающий весенним утром.
...А ты не лезь куда не надо.
***
Люди, которые лезут куда не надо, конечно, всегда
имеют для этого основания и обоснования. В русском случае это "сохранение территориальной целостности страны", в американском - "установление демократии". Плюс "ликвидация угрозы терроризма" - это совпадает и у нас, и у них.
С ликвидацией как-то не задается. Чем больше давишь, тем сильнее сопротивление. Стреляешь одного - десять злобится. Стреляешь десять - злобится сто. И так далее. Расстрелять всех? Весь миллиард, придерживающийся определенной веры? Половина которого живет на территории антагонистов?.. Технически сложно. И вообще нехорошо: у нас таки на дворе политкорректность, двадцать первый век, права человека, толерантность, слезинка замученного ребенка и прочие общечеловеческие ценности.
Приходится кормить, задабривать.
С сохранением целостности - лучше. Тут все понятно.
Нужно держать, пока сил хватит. Они рвутся - а ты держи. Хоть будут больно отбиваться и кусать, но держи, а то будет капитуляция и предательство Интересов.
С демократией - еще проще. Ее можно просто объявить. Все равно никто среди туземцев, да и среди колонизаторов, не знает, что это такое. Объявить: все, с первого числа у нас тут демократия, а не та фигня, которая была до освобождения. Кто не верит, тот враг этой самой демократии и подлежит замачиванию. Кто сказал, в сортире?..
На индивидуальной судьбе человека, который полез куда не надо, это, конечно, не отражается. Если суждено погибнуть - погибнет. И если посмертно суждено лечь в дубовый гроб - значит, быть тому. Если в обычный, дощатый, - значит, так. Если нечего толком в гроб положить - тоже судьба. Все это не имеет никакого значени перед лицом великих Интересов.
Правда, загадка, чьи же все-таки эти Интересы, за которые надо лезть куда не надо. Обычно отвечают: это Интересы Государства. После чего все противники выпадают в осадок и тихо-тихо отползают, пока не зашибли под горячую руку. Это же не что-нибудь! Это само Государство!
Некоторые, кто потупее, задают вопрос: а что это такое, Государство? с чем его едят?
Наводя бинокли в ту сторону, где, по рассказам старожилов, притаилось это чудище, подкручивая окуляры и протирая стекла, видят они сквозь туман что-то странное. Вместо огнедыщащего монстра до небес, пожирателя человеков и народов, - расхаживают в той стороне, в белесой банно-прачечной дымке, какие-то пузатые мужчины в галстуках, кто-то в пиджаке, кто-то без, кто-то без всего, голенький, розовенький, волосатый; кто-то хохочет, кто-то спит, кто-то считает пачки денег, а кто-то целуется с тем самым - о боже! - Международным Террористом...
Кто это подсмотрел, тот ужасается. Вспоминает, что вообще-то, согласно законам демократии, вот эти самые, в галстуках и без, - они же его слуги, блин. Он их сам выбрал, чтобы они обеспечили ему нормальную жизнь. И не посылали его куда не надо. Иначе он сам их пошлет.
Но эти самые, в галстуках и без, тоже не лыком шиты. Зная, что на них смотрят, видят, как там они ковыряются в тумане - Содом и Гоморра меркнут перед их телодвижениями, - они поворачиваются к наблюдателю, грозят кулаками, высовывают длинные как на подбор языки и делают "козу".
Не знаю как в Америке, а в краю родных осин в это время их соратники заходят к желчному наблюдателю с тыла, отнимают бинокль и утаскивают куда надо - на перевоспитание.
***
Олигарх Ходорковский, утащенный на перевоспитание не так давно, уже дозрел, как писательские клоны в начале сорокинского "Голубого сала", и начал метать икру в письменном виде. В икре попадаются питательные элементы.

"Смешно, когда ретивые пропагандисты называют нас "олигархами". Олигархия - это совокупность людей, которым на самом деле принадлежит власть, мы же всегда были зависимы от могучего бюрократа в ультралиберальном тысячедолларовом пиджаке...
У нас были ресурсы, чтобы оспорить игру по таким правилам. Вернее,
игру без всяких правил. Но своей податливостью и покорностью, своим
подобострастным умением дать, когда просят и даже когда не просят,
мы взрастили и чиновничий беспредел, и басманное правосудие".


***
По поводу конкретных рецептов Ходорковского, как спасти лицо российского либерализма, все сказано в статье Юлии Калининой "Программа покаяния", "МК" от 3.04.2004.
Питательные же элементы эссе Ходорковского (то ли написанного им, то ли подписанного, неважно), на мой взгляд, изложены выше. Четко сказано, кто виноват. А что делать...
Для начала, я думаю, каждый должен не идти туда, куда его посылает государство. Видеть за каждым посылом корыстный интерес конкретных дядь. В пиджаках и без оных. Еще видеть за этим посылом голод, холод и смерть для посланных туда, куда не надо.
Если дяди, посылая народ на..., особо напирают на патриотизм - подозрительно втройне. Значит, точно пошлют именно на...
"Что-то очень много разговаривает о патриотизме... Не иначе украсть чего-нибудь хочет". Салтыков-Щедрин.

 


Архив I На главную

www.rioline.narod.ru